Значение, цели и направления изучения читателей

Значение проблемы определяется тем, что без изучения читательских интересов немыслима вся разносторонняя деятельность библиотек, невозможно правильное комплектование и использование фондов, организация библиотечно-библиографического обслуживания, проведение индивидуальной и массовой работы.

Главная цель изучения читателей в библиотеке заключается в том, чтобы превратить работу с ними в непрерывный воспитательный процесс, и в ходе него определять конкретные цели: выяснять потребности в чтении, формировать, расширять и углублять читательские интересы, развивать читательские вкусы. Например, выявлять и изучать читательские интересы с целью закрепления неустойчивых интересов, либо с целью преодоления тех интересов, в которых сказывается ограниченность взглядов, узость мышления. Библиотека может изучать интересы читателей с целью определения объема содержания чтения, восприятия художественной или специальной литературы, с целью определения эффективности воздействия на чтение различных форм и методов библиотечной работы. С целью обоснования более дробной дифференциации читателей.

Изучение читательских - интересов процесс сложный и разносторонний, оно дает нужные результаты лишь тогда, когда проводится продуманно и систематически. При этом надо иметь в виду, что читательские интересы формируются не только библиотекой, а всей жизнью, окружающей действительностью.

Чтобы знать, чем интересуется читатель, нужно представлять те конкретные условия, в которых формируется труд и быт читателя, т.е. прежде всего, знать обстоятельства, которые служат источником формирования тех или иных читательских интересов.

Чтобы познать интересы обслуживаемого населения, надо изучить особенности местного края, занятие населения и его культурный уровень.

Изучая местные условия, библиотекарь знакомится с направлением развития района, его экономикой, предприятиями, учреждениями и организациями, в частности, с культуро-досуговыми учреждениями.

Очень важно знать основные слои населения и читательские группы, Учитывая состав населения по возрасту, библиотека выявляет, какое количество взрослых, детей и подростков должно быть обслужено книгой, сколько и какие книги надо подобрать для каждой из названных возрастных групп населения, как лучше организовать обслуживание взрослых и детей.

Библиотека также должна учитывать национальный состав населения.

Особенно важно учитывать природные условия местности, обслуживаемой библиотекой.

Так постепенно у библиотекаря складывается представление о преобладающих интересах и потребностях населения – общественных, производственных, бытовых, культурных.

Библиотечная работа – это, прежде всего, работа с людьми на основе индивидуального подхода к ним, поэтому изучение индивидуальных интересов читателей – важнейшая предпосылка деятельности библиотеки. Глубокое изучение читательских интересов предполагает ознакомление с индивидуальными психологическими чертами читателей – особенностями склада ума, мышления, памяти, восприятия и т.д. Знание этих особенностей облегчает формирование и удовлетворение читательских интересов.

Таковы основные направления в работе библиотек по изучению читателей (4,С.33-35).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: