Анализ читательских автобиографий служит изучению динамики читательских интересов, особенностей читательского восприятия.
Читательская автобиография – это письменное сообщение читателя о роли книги и библиотеки в его жизни и деятельности. Работники библиотек собирают автобиографии у тех читателей, которые давно пользуются библиотекой. Автобиографии читателей помогают обстоятельно изучить влияние книг на развитие их личности и проверить эффективность работы с читателями
Читательские автобиографии в зависимости от формы, содержания, назначения могут быть: свободными, составленными по вопросам; написанными самими читателями или записанными библиотекарем со слов читателя.
Иногда автобиографии с разрешения их составителей используют для пропаганды лучшего читательского опыта среди других читателей.
Обобщение результатов изучения читателей иногда завершаются составлением характеристик: индивидуальных – на несколько типичных читателей, групповых – на ведущие читательские группы.
|
|
Примерная схема читательской характеристики:
1. Общие сведения о читателе или читательской группе (возрастные, профессиональные и другие особенности, общепознавательные и эстетические интересы и т.п.).
2. Цели чтения и преобладающие мотивы чтения.
3. Содержание и характер чтения за определенный период.
4. Уровень культуры чтения и развития вкуса.
5. Место библиотеки и библиографических пособий среди источников информации о книгах, среди факторов, влияющих на спрос и формирующиеся читательские интересы.
6. Влияние книг на читателя.
Обычно читательские характеристики составляются по более упрощенной схеме(7,С.149-151).