Составные части и принцип работы, и материал заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

ВВЕДЕНИЕ

В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.

Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). В процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущей ремонт (ТР), который осуществляет путем замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобили в техническом исправном состоянии.

При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).

Целью данного проекта является разработка технологического процесса сборки заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 с применением наиболее прогрессивных форм и методов организации авторемонтного производства, что обеспечит повышение качества и снижение затрат на КР, улучшит условия труда АРП.

 

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Назначение заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

Задний мост – это механизм, служащий для передачи усилий на колеса и последующего их движения. Путь передачи крутящего момента начинается с двигателя. Затем мощность переходит на коробку передач, после на карданный вал, главную передачу, дифференциал и полуоси. Только после этого тяговые усилия приводят в действие колеса.

Конструкция.

Сам механизм состоит из следующих деталей:

- Пустотелой балки, включающей в себя 2 штампованных кожуха, соединенных между собой.

- Картера редуктора и самого редуктора моста.

Все эти устройства тесно связаны между собой. Так, концы штампованных кожухов привариваются к фланцам, которые, в свою очередь, имеют отверстия для сальников и подшипников. Благодаря наличию этих деталей снижается риск утечки масла из оси.

Наружный конец полуоси устанавливается тормозной барабан. Задний мост, имеет в своей конструкции балку. На ее внутренней стороне привариваются направляющие полуосей, а на наружной - штампованная крышка. В крышке есть специальное маслоналивное отверстие, которое закрывается конусной пробкой. Средняя часть балки расходится и имеет небольшой проем, в котором крепится картер редуктора. Снизу детали есть маслосливное отверстие. В него вкручивается магнитная пробка, которая предотвращает внезапную утечку жидкости во время движения автомобиля.

 

Составные части и принцип работы, и материал заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

Особенности конструкции картера заднего моста представлены на рисунке 1.

На автомобиле размещен жесткий задний мост в виде балки, состоящей из картера основной передачи и запрессованных в нее кожухов полуосей. Основная передача с дифференциалом представляют редуктор, который устанавливается в отверстие картера и крепится болтами.

Основой заднего моста является его картер, состоящий из двух половин — верхней и нижней, штампованных из листовой стали толщиной 3,4 мм и сваренных между собой двумя продольными швами.

Некоторые автомобили комплектуется неразъемным редуктором, части которого непосредственно размещены внутри картера моста.

Основная передача - гипоидная, ось ведущей шестерни смещена вниз сравнительно оси ведомой на 42 мм. Передаточное число основной передачи - 5,125 (на автомобилях с двигателями ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406), или 4,556 (с двигателями УМЗ-4215).

Ведущая шестерня изготовлена вместе с валом и помещена на 2-х конических роликовых подшипниках.

Преднатяжение подшипников автомобиля ГАЗ-3221 производится распорным кольцом, размещенным на вал между ними.

Размещение ведущей шестерни сравнительно ведомой задано корректировочным кольцом, помещенным между ее внутренним подшипником и шестерней.

Ведомая шестерня зафиксирована болтами к коробке дифференциала и совместно с ней выставлена на 2-х конических роликовых подшипниках.

Расположение подшипников корректируются кольцевыми гайками и изменяется расположение ведомой шестерни сравнительно ведущей.

.

Рисунок -1. Картер заднего моста автомобиля ГАЗ-3221
1 - тормозной барабан заднего моста; 2 - ступица заднего колеса; 3 - манжета ступицы 2,2-65х90-1; 4 - шайба упорная; 5 - кожух полуоси автомобиля; 6 - подшипники ступицы; 7 - гайка подшипников; 8 - контргайка; 9 - фланец полуоси; 10 - шпилька ступицы; 11 - прокладка полуоси; 12 - коробка сателлитов дифференциала правая; 13 - картер заднего моста; 14 - шайба опорная шестерни; 15, 19 - полуосевые шестерни; 16 - шайба опорная сателлита; 17 - сателлиты; 18 - ось сателлитов; 20 - коробка сателлитов дифференциала левая; 21 - балка; 22 - полуось; 23 - гайка подшипников дифференциала; 24 - подшипник дифференциала; 25 - ведомая шестерня основной передачи; 26 - сапун; 27 - гайка; 28 - шайба; 29 - фланец ведущей шестерни; 30 - манжета; 31 - грязеотражатель; 32, 34 - подшипники ведущей шестерни; 33 - распорное кольцо; 35 - корректировочное кольцо; 36 - ведущая шестерня; 37 - картер редуктора автомобиля ГАЗ-3221; 38 - болт; 39 - стопорная полоса.

Коробка сателлитов дифференциала автомобиля ГАЗ-3221состоит из 2-х звеньев, объединенных болтами. В ней размещены четыре сателлита,

две оси сателлитов и две полуосевые конические шестерни с опорными шайбами. Шлицевые концы полуосей входят в шлицевые отверстия полуосевых шестерен. На противоположных концах полуосей изготовлены фланцы, которые объединены со ступицами задних колес с помощью восьми шпилек с гайками. Каждая ступица установлена на кожухе полуосей заднего моста на 2-х конических роликовых подшипниках. Они корректируются гайками, накрученными на резьбовые концы кожухов. В ступицу запрессованы шесть болтов, к которым гайками прикрепляются парные задние колеса с тормозным барабаном.

Смазка заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 производится трансмиссионным маслом, залитым в картер в количестве 3,0 л (2,2 л - для моста с не разборным редуктором). Подшипники колес смазываются этим же маслом, поступающим по кожухам полуосей в ступицы из картера. От вытекания масло защищено резиновыми манжетами, расположенными в ступицах и на валу ведущей шестерни. Для предупреждения увеличения давления внутри моста при его работе с левой стороны картера размещен сапун.

Корпус картера заднего моста изготавливается из материала Сталь 40.

Характеристика материала детали представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика материала Сталь 40.

 

Марка Сталь 40
Классификация Сталь конструкционная углеродистая качественная
Применение Применяется для изготовления деталей с длительным сроком службы при температуре до 425 градусов - трубы, поковки, крепежные детали, валы, диски, роторы, фланцы, зубчатые колеса, втулки.

Характеристика материала детали по химическому составу представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Химический состав материала 40 в процентах. ГОСТ 1050 - 88

C Si Mn Ni S P Cr Cu As
0.37 - 0.45 0.17 - 0.37 0.5 - 0.8 до 0.3 до 0.04 до 0.035 до 0.25 до 0.3 до 0.08

Механические свойства материала детали представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Механические свойства при Т=20oС материала 40

Сортамент Размер Напр. sв sT d5 y KCU Термообр.
- мм - МПа МПа % % кДж / м2 -
Лист термообработ., ГОСТ 4041-71 4 - 14   510-660          
Трубы холоднокатан.               Нормализация
Трубы горячекатан.                
Пруток калиброван., ГОСТ 10702-78               Отжиг
Прокат отожжен., ГОСТ 1050-88                
Прокат нагартован., ГОСТ 1050-88                
Прокат, ГОСТ 1050-88 до 80             Нормализация
Лента нагартован., ГОСТ 2284-79     690-1030          
Лента отожжен., ГОСТ 2284-79     440-690          
Полоса, ГОСТ 1577-93 6 - 60             Нормализация
                 

 

Твердость 40, Лист термообработ. ГОСТ 4041-71 HB 10 -1 = 167 МПа
Твердость 40, Прокат калиброван. нагартован. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 241 МПа
Твердость 40, Прокат горячекатан. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 217 МПа
Твердость 40, Прокат калиброван. отожжен. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 197 МПа
Твердость 40, Прокат горячекатан. отожжен. ГОСТ 1050-88 HB 10 -1 = 187 МПа

Физические свойства стали марки 40 приведены в таблице 4:

Таблица 4 – Физические свойства и характеристики стали при различных температурах и других условиях.

T Град E 10- 5 МПа α 10 6 1/Град λ Вт/(м·град) p кг/м3 C Дж/(кг·град) R 10 9 Ом·м
  2.13   51.5      
  2.1 11.9 50.6      
  1.98 12.7 48.1      
  1.9 13.5 45.6      
  1.85 14.05 41.9      
  1.79 14.5 38.1      
  1.67 14.9 33.5      
  1.6 15.15        
    12.5 24.8      

 

Механические свойства:

sв - Предел кратковременной прочности, [МПа]
sт - Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа]
d5 - Относительное удлинение при разрыве, [ % ]
y - Относительное сужение, [ % ]
KCU - Ударная вязкость, [ кДж / м2]
HB - Твердость по Бринеллю, [МПа

 

Физические свойства:

T - Температура, при которой получены данные свойства, [Град]
E - Модуль упругости первого рода, [МПа]
a - Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T), [1/Град]
l - Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), [Вт/(м·град)]
r - Плотность материала, [кг/м3]
C - Удельная теплоемкость материала (диапазон 20o - T), [Дж/(кг·град)]
R - Удельное электросопротивление, [Ом·м]


Дефектация заднего моста автомобиля ГАЗ-3221

Дефектацию заднего моста автомобиля ГАЗ-3221 во время эксплуатации транспортного средства выполняют по таблице 5.

Таблица 5 – Возможные неисправности заднего моста

ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
   
Повышенный шум со стороны задних колес
Ослабло крепление колеса Затяните болты крепления колеса
Износ или разрушение шарикового подшипника полуоси Осмотрите полуось и замените подшипник
Постоянный повышенный шум при работе заднего моста
Балка заднего моста деформирована Выправьте балку и проверьте ее размеры
Полуоси деформированы и имеют недопустимое биение Выправьте полуоси. Если они значительно повреждены, замените новыми
Износ шлицевого соединения с полуосевыми шестернями Замените изношенные или поврежденные детали
Неправильная регулировка, повреждение или износ шестерен или подшипников редуктора Определите неисправность и отремонтируйте редуктор
   
Недостаточное количество масла Восстановите уровень масла и проверьте, нет ли утечки через уплотнения или в балке заднего моста
Шум при разгоне автомобиля
Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала Снимите редуктор, отремонтируйте, при необходимости замените детали
Неправильно отрегулировано зацепление зубьев шестерен главной передачи при ремонте редуктора Отрегулируйте зацепление
Повреждение подшипников полуоси Замените подшипники
Недостаточное количество масла Восстановите уровень масла и проверьте, нет ли подтекания в уплотнениях или в балке заднего моста
Шум при разгоне и торможении автомобиля двигателем
Износ или разрушение подшипников ведущей шестерни Замените поврежденные детали
Неправильный боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи Проверьте шестерни и замените поврежденные, восстановите нормальный боковой зазор между зубьями шестерен
Шум при движении на повороте
Тугое вращение сателлитов на оси Замените поврежденные или изношенные детали
Задиры на рабочей поверхности оси сателлитов Небольшую шероховатость зачистите тонкой наждачной шкуркой, при невозможности устранить дефект замените ось сателлитов
Заедание шестерен полуосей в коробке дифференциала При незначительных повреждениях шестерен и сопряженных поверхностей в коробке дифференциала зачистите их наждачной шкуркой, поврежденные детали замените новыми
Неправильный зазор между зубьями шестерен дифференциала Отрегулируйте зазор
Повреждение подшипников полуосей Замените подшипники

 

 

   
Стук в начале движения автомобиля
Увеличенный зазор в шлицевом соединении вала ведущей шестерни с фланцем Замените фланец и шестерни главной передачи
Увеличенный зазор в зацеплении шестерен главной передачи Отрегулируйте зазор
Износ отверстия под ось сателлитов в коробке дифференциала Замените коробку дифференциала
Ослабли болты крепления штанг задней подвески Затяните болты
Утечка масла
Износ или повреждение сальника ведущей шестерни Замените сальник
Износ сальника полуоси, определяемый по замасливанию тормозных щитов, барабанов и колодок Проверьте биение полуоси, прогиб балки; выправьте или замените поврежденные детали. Замените сальник
Ослабление болтов крепления картера редуктора заднего моста; повреждение уплотнительных прокладок Затяните болты; замените уплотнительные прокладки

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: