История народного театра Яншихово-Норвашского ДК

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

Глава 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР, КАК ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ……

1.1 История народного театра Яншихово-Норвашского ДК……

1.2 Актеры народного театра Яншихово-Норвашского ДК……

Глава 2. РАЗБОР И ПОСТАНОВКА ПЬЕСЫ ИРИНЫ АНТОНОВОЙ «ӐСЛӐ АРӐМ» («УМНАЯ БАБА»)

2.1 Образное решения спектакля «Ӑслӑ арӑм» («Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой……………………………………………….

2.2 Реализация спектакля «Ӑслӑ арӑм» («Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой…………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Любительские театры являются одним из важнейших форм творческого развития личности, в том числе сельского населения. В театральных коллективах, куда люди приходят из любви к творчеству, первоочередной задачей руководителя является создание благоприятных условий для творческого процесса и высокой этической атмосферы.

В последнее время существуют проблемы, которые мешают участникам коллектива полностью раскрыть свой творческий потенциал, поскольку руководители коллективов не всегда задумываются о художественных задачах, творческом подходе при разработке и постановке спектаклей.

У каждого самодеятельного коллектива должна быть своя история развития, но для основной ступенькой его возникновения вначале должна стать общественная необходимость в его создании в данном месте, в данное время. Как известно, участие в самодеятельном коллективе добровольное. Только действительный личный интерес к культуре, искусству, к самому театру, личная потребность в творческом развитии приводит человека на репетицию, и он посвящает самодеятельному театру годы, десятилетия. Но творческая судьба и жизнеспособность самодеятельного театрального коллектива зависят не только от личных способностей и интересов участников, личные стремления так или иначе должны соответствовать общественным потребностям той среды, в которой театр рождается и существует.

Театральное движение является наиболее ярким и самобытным явлением в культурной жизни Янтиковского района. Оно привлекает как старшее, так и молодое поколения глубиной чувств, силой страстей, которые существуют на театральных подмостках. А это значит – развитие самодеятельного театрального искусства остается одним из приоритетных направлений любительского художественного творчества в районе.

Люди всегда нуждаются в искусстве. Театр необходим зрителю. Люди получают от этого несравнимое удовольствие, заряжаются положительной энергией. Театральное творчество - это прежде всего замечательное средство творческого самовыражения, через которое воспитывается в людях все доброе, прекрасное. На сцене театра совершаются открытия и воплощаются идеи вдохновенных людей, свершается новое и неизведанное, выражаются средствами искусства веяния времени, взгляды на жизнь. Театр передает своими выразительными средствами поколениям людей духовное наследие предшествующих поколений.

Театр является своеобразной школой жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызывает раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души.

Работа актеров вызывает глубинные чувства в человеке, заставляет сопереживать героям спектаклей, симпатизировать им или наоборот, осуждать плохих людей. Ведь, как и литература, и любой другой вид искусства, театр воспитывает человека духовно, затрагивая вопросы духовно-нравственного развития. Главная роль театра – воспитание общества. И неважно, почему человек идет в театр – отвлечься от каких-то своих проблем, прийти на какого-то конкретного актера или просто на три часа погрузиться в удивительную атмосферу театра. В любом случае зритель получает ответы на свои жизненные вопросы. И если после просмотра спектакля человек задумался над каким-то вопросом, значит, он не зря побывал в театре. Стоит ходить даже просто для того, чтобы улыбнуться доброй улыбкой и получить заряд хорошего настроения.

Целью выпускной квалификационной работы является создание условий для творческого развития личности средствами театрального искусства, которые могут решить проблемы творческого воспитания и досуга жителей села.

Объект исследования – процесс творческого развития личности. средствами театрализации.

Предмет исследования – средствами театрализации.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования выпускной квалификационной работы будет решаться ряд следующих задач:

1) изучить историю народного театра Яншихово-Норвашского ДК;

2) раскрыть индивидуальные творческие способности актеров народного театра Яншихово-Норвашского ДК;

3) внедрить образное решения спектакля «Ӑслӑ арӑм» («Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой;

4) приобщить жителей к участию в театральных постановках.

Методы исследования – изучение литературных источников, проведение мастер-классов по актерскому мастерству, анализ и постановка спектакля.

Гипотеза исследования: Театральные коллективы являются территорией для творческого развития личности, если руководитель коллектива в своей деятельности использует синтетические приемы в постановках.

Научная новизна исследования – объединение творческих коллективов разных жанров.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности ее использования в проведении семинаров с руководителями любительских коллективов.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности постановки спектакля перед учащимися школ, работниками культуры, перед населением Янтиковского района и за его пределами.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной работы, приложения.

 

Глава 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР КАК ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «Ӑслӑ арӑм» («Умная баба» по пьесе Ирины Антоновой

 

История народного театра Яншихово-Норвашского ДК

 

Наверное, нет ни одного человека, который бы никогда не мечтал о том, чтобы блистать на сцене. Но, увы, далеко не у всех из нас есть талант и связи, позволяющие выходить на подмостки профессиональных театров. А кому-то просто хочется интересно провести свободное время, попробовав свои силы в драматическом искусстве. В любом случае выход один – записаться в любительский театр. Потому что любительский театр прекрасная площадка для реализации творчества.

Первыми любительскими театрами в нашей стране можно назвать театры крепостные и домашние, которые были крайне распространены в конце 17 – 19 веках. Ехать в большой город, чтобы посмотреть спектакль, было долго и утомительно, но и лишать себя удовольствия приобщиться к театральному искусству люди не хотели. Поэтому представления устраивались прямо в дворянских усадьбах. Кто-то серьезно подходил к делу, строил специальное помещение со сценой и заставлял крепостных зубрить тексты пьес, а кто-то просто коротал вечера с семьей за репетициями, а потом в праздник показывал спектакль для родственников и соседей.

Настоящий расцвет любительских театров начался с приходом советской власти. Спектакли ставились в школах, интернатах, на заводах. К 1960-м годам своя любительская труппа была при каждом Доме культуры, не говоря уже об образовательных учреждениях и рабочих коллективах. Где-то участие в театральной деятельности становилось «принудиловкой», а где-то, где нашелся действительно заинтересованный своим делом руководитель, было любимым хобби, на которое не жаль ни вечеров, ни выходных. Большинство знаменитых актеров настоящего в детстве и юности прошли школу любительских театров.

В советское время основной репертуар любительских театров состоял из классических произведений и из пьес советских авторов.

В последнее время возрождается любительское театральное движение, которое, казалось, почти угасло в прошлом десятилетии. Вновь, как в период «оттепели», образуются различные театральные кружки, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального искусства. Но все же современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении.

К концу 50-х годов сложился довольно значительный круг коллективов, по уровню своему стоящих значительно выше обычных самодеятельных кружков. Такие коллективы с этого времени называются народными театрами.

В 60-е годы любительскому театру уделялось большое внимание со стороны государства и средств массовой коммуникации, так как на него возлагались надежды относительно воспитания молодежи и пропаганды политического строя.

Любительские театры в 60-е годы стали одним из важнейших средств эстетического и культурного воспитания, прежде всего сельского населения, так как по статистике около половины спектаклей любительские театры показывали сельскому зрителю, в основном на выезде.

В любительских театрах, куда люди приходили не для заработка, а исключительно из любви к творчеству, движимые стремлением создать новые художественные ценности, были благоприятные возможности для творческого процесса и высокой этической атмосферы.

 

Но, несмотря на это, в этот период существовали проблемы, которые мешали участникам коллектива обращаться к качеству спектакля. В 60-е годы сложилась такая ситуация, когда происходило накопление количества любительских театров и их спектаклей, когда редко задумывались о художественных задачах, а гнались в основном за производственными планами.

В это время наблюдалось стремление ряда коллективов превратиться, по существу, в полупрофессиональные театры, старающиеся прежде всего ставить побольше премьер и показывать побольше спектаклей. Именно поэтому многие любительские театры, едва появившись на свет, стали потребителями и распространителями сценических штампов. Актеры играли приблизительных, обобщенных персонажей: военных, аристократов, революционеров и т.д., не видя в своем персонаже ни капли индивидуальности.

У каждого самодеятельного коллектива есть своя история развития, но для основной ступенькой его возникновения вначале должна стать общественная необходимость в его создании в данном месте, в данное время. Как известно, участие в самодеятельном коллективе добровольное. Только действительный личный интерес к культуре, искусству, к самому театру, личная потребность в творческом развитии приводит человека на репетицию, и он посвящает самодеятельному театру годы, десятилетия. Но творческая судьба и жизнеспособность самодеятельного театрального коллектива зависят не только от личных способностей и интересов участников, личные стремления так или иначе должны соответствовать общественным потребностям той среды, в которой театр рождается и существует.

Театральное движение является наиболее ярким и самобытным явлением в культурной жизни Янтиковского района. Оно привлекает как старшее, так и молодое поколения глубиной чувств, силой страстей, которые существуют на театральных подмостках. А это значит – развитие самодеятельного театрального искусства остается одним из приоритетных направлений любительского художественного творчества в районе.

Люди всегда нуждаются в искусстве. Театр необходим зрителю. Люди получают от этого несравнимое удовольствие, заряжаются положительной энергией. Театральное творчество это прежде всего замечательное средство творческого самовыражения, через которое воспитывается в людях все доброе, прекрасное. На сцене театра совершаются открытия и воплощаются идеи вдохновенных людей, свершается новое и неизведанное, выражаются средствами искусства веяния времени, взгляды на жизнь. Театр передает своими выразительными средствами поколениям людей духовное наследие предшествующих поколений.

Театр является своеобразной школой жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызывает раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души.

Работа актеров вызывает глубинные чувства в человеке, заставляет сопереживать героям спектаклей, симпатизировать им или наоборот, осуждать плохих людей. Ведь, как и литература, и любой другой вид искусства, театр воспитывает человека духовно, затрагивая вопросы духовно-нравственного развития. Главная роль театра – воспитание общества. И неважно, почему человек идет в театр – отвлечься от каких-то своих проблем, прийти на какого-то конкретного актера или просто на три часа погрузиться в удивительную атмосферу театра. В любом случае зритель получает ответы на свои жизненные вопросы. И если после просмотра спектакля человек задумался над каким-то вопросом, значит, он не зря побывал в театре. Стоит ходить даже просто для того, чтобы улыбнуться доброй улыбкой и получить заряд хорошего настроения.

В 1928 году по инициативе сельских школьников в селе Янтиково был создан небольшой драматический коллектив. Кружком руководила местная учительница Моисеева Анастасия Тимофеевна. В спектакле и в постановках участвовали ученики старших классов. Артисты радовали своими постановками жителей района, но театр проработал тогда только до 1937года. Количество любителей театра с каждым годом росло. Каждая постановка театральных коллективов собирала полный зал зрителей. В самодеятельном театре удавалось добиться конечной цели, которая находится за пределами сценического результата репетиции, спектакля - в сфере самой жизни. Посредством выразительных средств театра шло формирование душ человека, развивалось и приумножалось духовное богатство, раскрывались творческие возможности тех, кто выступал в театре, а также у многих зрителей зарождалось желание и самим участвовать в этих замечательных театральных постановках..

Янтиковский народный театр заново возродился в 1969 году. В этом же году ему было присвоено звание «народный». В течении многих лет народный театр ведет кропотливую работу по сохранению интереса и любви к театру. В каждом творческом сезоне коллектив готовит к показу новые спектакли и постановки. Со спектаклями коллектив выезжает в населенные пункты района, чтобы радовать своих зрителей. Самодеятельность влекла многих жителей перспективой игры, мечтой увидеть себя на сцене. Многие театральные простановки отличались массовостью и большим количеством участников.

В настоящее время Янтиковский народный театр ведет свою деятельность в целях приобщения детей и взрослых к культурным традициям народов Российской федерации и Чувашской Республики, лучшим отечественным и мировым культурным образцам пропаганды творчества профессиональных и самодеятельных авторов, поддержки различных категорий групп населения, желающих заниматься театральным творчеством, содействия им в приобретении знаний, умений и навыков театрального творчества, народный театр Янтиковского дома культуры МБУК «Централизованная клубная система» в соответствии с утвержденным планом и репертуаром.

Основной целью деятельности народного театра является развитие театрального искусства. Это одна из наиболее перспективных форм художественного отражения современности, сохранение национальных традиций на примере жизни чувашского народа. Показателями качества работы коллектива является стабильность его личного состава, участие в районных смотрах и конкурсах, массовых мероприятиях.

В разное время театром руководили Н. Кузьмин, И. Алексеев, Г.Терентьев, В. Ашмарина, С. П. Иванов, Н.О. Никифорова. Из года в год артисты набирались опыта. Янтиковский народный театр ждали в окрестных деревнях В 2017 году заведующая Шимкусским домом культуры Н. В. Георгиева, которая обучается на пятом курсе факультета «Режиссеры любительского театра» БОУ ВПО «Чувашский Государственный институт культуры и искусств» осуществила с Янтиковским народным театром постановку по пьесе Ирины Антоновой «Умная баба». в переводе на чувашский У Крукка «Áслă арăм». Этот спектакль явился ее дипломной работой. Премьера спектакля состоялась на сцене Янтиковского дома культуры 14 февраля 2017 года. Жизненная притча, воплощенная на сцене самодеятельными артистами Янтиковского народного театра, рассказала о жизни простых сельских жителей. На мероприятие прибыли известные театральные деятели: Заслуженный работник культуры Чувашской АССР, Российской Федерации, режиссёр, доцент Чувашского государственного института культуры и искусств Нина Трифоновна Панина, заслуженный артист Чувашии, доцент кафедры народного художественного творчества ЧГИКИ, Заслуженный артист Чувашской Республики, методист по театральному искусству Республиканского центра народного творчества Минкультуры Чувашии, режиссер Владимир Николаевич Григорьев, актриса, заслуженная и народная артистка Чувашской Республики Анна Николаевна Кутузова. Янтиковские зрители очень тепло восприняли выступление своих земляков. Ираида Евдокимова, Светлана Зверева, Андрей Захаров, Алексей Моисеев, Людмила Федорова представили на сцене сельский быт, умело раскрыв характер своих героев, а также им удалось раскрыть характерные особенности, присущие чувашскому народу. Национальный колорит также внесли участники фольклорного ансамбля "Сурпан" Шимкусского дома культуры, украсив спектакль местными народными песнями. Местные артисты продолжили свои гастроли по Янтиковскому району и выступили на сценах населенных пунктов района.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: