Формы предприятий автомобильного транспорта

Казенные предприятия

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного уп­равления, создается по решению Правительства Российской Феде­рации на базе имущества, находящегося в федеральной соб­ственности. Другое название такого предприятия - федеральное ка­зенное предприятие. Учредительным документом казенного пред­приятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия должно содержать указа­ния на то, что предприятие является казенным.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним иму­щества осуществляет оперативное управление в пределах, уста­новленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назна­чению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено правовыми актами.

Казенное предприятие вправе отчуждать закрепленное за ним имущество лишь с согласия собственника этого имущества. Поря­док распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Правительство Российской Федерации несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам казенного предприятия при недо­статочности его имущества, и казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

В автопромышленной сфере утвердились стандартные формы пред­приятий, функционирующие в зависимости от собственной специализа­ции. Кроме классификации фирм по организационно-правовым формам, формам собственности и по отраслевой принадлежности, большое практическое значение имеет распределение предприятий (фирм) по количеству персонала. На основе численности персонала фирмы выде­ляют малые, средние и крупные предприятия. Такая градация довольно условна и в значительной степени зависит от отраслевых особенностей. Поскольку законодательство и экономическая политика Правительства России в настоящее время предусматривают определенные меры по стимулированию развития частного бизнеса, малым предприятиям пре­доставляются конкретные налоговые и другие льготы.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы, в основе кото­рых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры: корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, холдинговые ком­пании, консорциумы.

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятель­ность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты определенных привилегий. Как юридическое лицо корпорация несет ответственность по датам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предприниматель­ской деятельности.

Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предпри­ятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения одно­родных функций и координации общей деятельности. Участники ассо­циации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

Концерны - форма крупных договорных объединений, обычно мо­нопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномас­штабного производства. Важнейшим признаком концернов стало един­ство собственности входящих в него фирм, предприятий, банков.

Холдинговые компании - характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.

Консорциум - временное добровольное объединение предпри­ятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и про­блем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических и экологических проектов.

Специализация автотранспортных предприятий

Кроме общих классификационных признаков (по форме деятельно­сти, размерам, организационно-правовым формам), предприятия авто­мобильного транспорта различаются по видам оказываемых услуг:

• пассажирские АТП (автобусные парки по обслуживанию город­ских перевозок, междугородных, экскурсионно-туристических поездок и др.), обычно располагаются в крупных городах и районных цен­трах — местах наибольшего количества маршрутов. АТП располагают таким образом, чтобы максимально исключить нулевые (холостые) пробеги и, как правило, сооружают в виде зданий с встроенной инфра­структурой для хранения и ремонта подвижного состава;

• грузовые АТП (общего назначения, специализированные по оп­ределенным видам перевозок — контейнеров, промышленных изделий, металла, кирпича, сыпучих грузов, железобетонных изделий, нефте­продуктов и ГСМ, товаров народного потребления, хлебобулочных из­делий). Грузовые АТП располагают вблизи грузообразующих промыш­ленных предприятий и железнодорожных грузовых станций, обычно на окраинах города с целью разгрузки его центра от транспортных пробок. Грузовые АТП строят в виде огражденной территории с комплексом зданий промышленного типа, где размещают административные, ре­монтные, вспомогательные участки и цеха, расположенные в одном или нескольких зданиях.

К Прочим предприятиям автотранспортного комплекса относятся:

• транспортно-экспедиционные предприятия;

• автовокзалы и автостанции;

• специализированные предприятия по техническому обслужива­нию и ремонту автомобилей;

• авторемонтные предприятия для восстановления подвижного со­става и его агрегатов; проведения капитальных ремонтов автомобилей и их переоборудования для перевозки специфических грузов;

• отраслевые учебно-курсовые комбинаты, производящие подго­товку и переподготовку специалистов автомобильного транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: