План
Тема «Направленность личности.
Заключение
Теоретические положения темы требуют дальнейшего вашего творческого, вдумчивого осмысления и оценки. В изложенном материале не всё бесспорно, что-то возможно нуждается в дальнейшем анализе, что-то возможно подкорректирует время. Важно то, что выбран, представляется, правильный методологический подход: рассмотрение процессов и явлений во всей их сложности и многомерности, без установления абсолютных постулатов, без отказа от осмысления противоречивых качеств государства, понятие его сложной природы.
Уяснение функций современного демократического государства оказывает неоценимую услугу становлению гражданского общества в России, поможет преодолеть те предубеждения, которые сформировались в сознании российских людей за долгие годы после революции 1917 года, воспитать в людях уважение и понимание объективной необходимости в существовании государства, как гаранта их прав и свобод, стабильного и постоянного развития общества, его движению к общественному идеалу.
|
|
1.Понятиео направленности личности.
2.Структура и особенности потребностей.
3.Психологическая характеристика мотивов
.
Вопрос №1 Понятие о направленности личности.
Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальнойсредой, в которой оно живет и без которой не может существовать. Вcё необходимое человек получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями, задачами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены,выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В нихпроявляются также и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нес отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.
Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл действий и поведения.
Направленность – это система отношений личности к окружающему миру.
Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.
Направленностью личности человека называют совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психический склад.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность включает разные формы.
|
|
Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо
Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.
Мировоззрение - сложившаяся у личности система убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренни м достоянием, и отложились в сознании в виде определенных жизненна целей и интересов, отношений, позиций.
Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качествe состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнят определенную деятельность. Их основные функции: определять устойчивый характер протекания деятельности; освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.
Цели - это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.
Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
Вопрос№2 Структура и особенности потребностей
Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается в них для своего существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д.
Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном их обновлении играет общественное производство: изготовляя новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни новые потребности людей. Характерными особенностями потребностей являются:
конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.);
более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью; неудовольствие, иногда и страдание от неудовлетворения потребности и т. п.); наличие, хотя и часто слабо осознаваемого,
но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;
ослабление или полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения); повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.
|
|
Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные - потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др., и духовные. связанные с общественным существованием человека, потребности и общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т. п.
Вопрос №3 Психологическая характеристика мотивов
Мотивы - это внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности.
Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Они многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).
Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности.
Влечения –наиболее примитивная, биологическая форма направленности.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему- либо.
Социальные мотивы:- это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.