Характеристика форм направленности

План

Тема «Направленность личности.

Заключение

Теоретические положения темы требуют дальнейшего вашего твор­ческого, вдумчивого осмысления и оценки. В изложенном материале не всё бесспорно, что-то возможно нуждается в дальнейшем анализе, что-то возможно подкорректирует время. Важно то, что выбран, представляется, правильный методологический подход: рассмотрение процессов и явлений во всей их сложности и многомерности, без ус­тановления абсолютных постулатов, без отказа от осмысления проти­воречивых качеств государства, понятие его сложной природы.

Уяснение функций современного демократического государства оказывает неоценимую услугу становлению гражданского общества в России, поможет преодолеть те предубеждения, которые сформирова­лись в сознании российских людей за долгие годы после революции 1917 года, воспитать в людях уважение и понимание объективной не­обходимости в существовании государства, как гаранта их прав и свобод, стабильного и постоянного развития общества, его движению к общественному идеалу.


1.Понятиео направленности личности.

2.Структура и особенности потребностей.

3.Психологическая характеристика мотивов


.

Вопрос №1 Понятие о направленности личности.

Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальнойсредой, в которой оно живет и без которой не может существовать. Вcё необходимое человек получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями, задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены,выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В нихпроявляются также и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нес отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл действий и поведения.

Направленность – это система отношений личности к окружающему миру.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.

Направленностью личности человека называют совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психический склад.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность включает разные формы.

Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо

Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.

Мировоззрение - сложившаяся у личности система убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренни м достоянием, и отложились в сознании в виде определенных жизненна целей и интересов, отношений, позиций.

Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качествe состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнят определенную деятельность. Их основные функции: определять устойчивый характер протекания деятельности; освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Цели - это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Вопрос№2 Структура и особенности потребностей

Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определен­ных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается в них для своего существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабиль­ный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потреб­ности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: чело­веческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном их обновлении играет общественное производство: изготовляя новые и новые предметы потребления, оно тем са­мым создает и вызывает к жизни новые потребности людей. Характерными особенностями потребностей являются:

конкретный содержательный характер потребности, связанной обыч­но или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетво­рение (например, определенная работа, игра и т. п.);

более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождае­мое характерными эмоциональными состояниями (привлекатель­ность объекта, связанного с данной потребностью; неудовольствие, иногда и страдание от неудовлетворения потребности и т. п.); наличие, хотя и часто слабо осознаваемого,

но всегда присутствующе­го эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск воз­можных путей удовлетворения потребностей;

ослабление или полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чув­ство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения); повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные - потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др., и духовные. связанные с общественным существованием человека, потребности и общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т. п.

Вопрос №3 Психологическая характеристика мотивов

Мотивы - это внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности.

Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Они многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности.

Влечения –наиболее примитивная, биологическая форма направленности.

Желание – осознанная потребность и влечение к чему- либо.

Социальные мотивы:- это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: