Итак, ценности являются неустранимым фактором социального познания. Их влияние на познавательный процесс может быть либо позитивным, либо негативным. Именно негативные последствия ценностных факторов побуждали социологов и философов искать пути сближения естественно-научного и социального познания, которое призвано освободиться от аксиологического субъективизма. В связи с этим Макс Вебер сформулировал принцип аксиологической нейтральности в социально-гуманитарном познании. Как основатель «понимающей социологии» Вебер видит ее задачу в том, чтобы истолковывать социальные явления, формировать исторические понятия, интерпретировать социальные действия. При этом исследователь может избирать различные пути истолкования понятий и действий: анализировать характерные черты культурных эпох, лиц, отдельных объектов (например, произведений искусства) и служить образованию исторических понятий (в контексте рассуждений Вебера это научные понятия), выявлять причины исторических событий. Второй путь - истолковывать содержание объекта в аспекте возможных соотнесений его с ценностью, тем самым определяя задачи исторического исследования, исходя из оценки исторических фактов как предпосылки научного исследования. (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990).
Задачу научного познания Вебер видел в объективном описании явлений и постижении истины: «В исторической проблематике единственно возможной основой, определяющей выбор при отнесении к ценности, может быть только значимая для нас ценность» (Там же. С. 593). При этом Вебер не видел принципиальных различий между естествознанием и социологией. Ее специфическим объектом Вебер считает «не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие». Действием же мы называем понятное отношение к «объектам», т. е. такое, которое предполагает субъективный смысл независимо от его выраженности. Социальное действие характеризуется следующими особенностями: действующее лицо соотносит его с поведением других лиц, определено этим осмысленным соотнесением и может быть исходя из этого субъективно предполагаемого смысла понятно объяснено. Решающий казуальный момент, проявляющийся в результате действия, - отнесение к ценности. «Понимающая со
циология» Макса Вебера учитывает тот факт, что «в поведении людей (внешнем и внутреннем) обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только человеческому поведению присущи, во всяком случае, полностью, такие связи и регулярность, которые могут быть понятно истолкованы». При этом Вебер убежден, что наибольшей очевидностью отличается целерациональная интерпретация. Всякое действие целенаправленно, предполагает выбор средств для реализации цели, определяет выбор объекта, исходя из отнесения его к ценности и может включать многие привходящие моменты эмоционального, интуитивного и др. порядка. Из названных слагаемых формируются различные типы поведения, которые составляют понятийный каркас для исследования социальных действий.
Обращаясь к рассмотрению роли ценностей в социальном познании, Макс Вебер подчеркивает, что социальное познание и его результаты могут оказывать серьезное влияние на общественное мнение: «Любая историческая «оценка» включает в себя... «созерцательный» момент; «в ней содержится не только и не столько непосредственное оценочное суждение «занимающего определенную позицию субъекта»; ее существенное содержание составляет... «знание» о возможных «отнесениях к ценности», т. е. она предполагает способность — хотя бы теоретически - изменять «точку зрения» по отношению к объекту (Там же. С. 459). «Объективность» познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, только и создающими познавательную ценность указанных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить доказательством их значимости, которое не может быть дано эмпирически. Присущая нам всем в той или иной форме вера в надэмпирическую значимость последних высочайших ценностных идей, в которых мы видим смысл нашего бытия, не только не исключает бесконечного изменения конкретных точек зрения, придающих значение эмпирической действительности, но включает его в себя» (Там же. С. 413). Тем самым Вебер утверждает, что в социально-гуманитарном познании имеет место недостаток объективности, связанный с явным или неявным давлением оценочных суждений на результаты познания. Но Вебер тем не менее считает, что роль ценностей в социальном познании проявляется неоднозначно: «отнесение к ценности» определяет выбор предмета исследования, а оценки явно или неявно формируют результат познания. Вебер признает, что и в естествознании ценность предмета исследования определяет интерес исследователя к его познанию, является предпосылкой познания. Он полагает, что это нормальное явление для научного познания в целом. Иное дело — оценка, которая имманентно содержится в результатах социального познания. Вебер считает это влияние негативным и провозглашает принцип свободы от оценок в социальном познании с тем, чтобы разделить знание и оценку, суждения о фактах
и суждения о ценностях, сущее и должное и тем самым обеспечить его максимально возможную объективность. \
Возможность реализации данного принципа Вебер усматривает в концепции идеальных типов. Идеальный тип как категория социальной науки представляется Вебером как инструмент, позволяющий сопоставлять эмпирический материал с теоретической моделью целерационального поведения. В структуре поведения человека Вебер выделяет цель, средства достижения цели, выбираемые рационально, а также неосознаваемые интуитивные моменты, которые неизбежно приводят к расхождению идеального типа и реального поведения. Тем не менее идеальная модель представляется Веберу достаточно строгим научным критерием в классификации и анализе действий людей и позволяет социологу устанавливать не только тип действий, но и причины отклонения от идеальной модели. Принцип ценностной нейтральности в социальном исследовании и сегодня остается регулятором в проведении социологических исследований, тем более что названный принцип встречает явное или неявное противодействие заказчиков социологических исследований, партий ангажированных ученых и т. п.
Постулат Мюрдаля. Несмотря на убедительность критики Вебером субъективизма оценочных суждений, имеющих место в социальном познании, провозглашенный им принцип свободы от оценок в живом процессе социального исследования реализовать невозможно. В поисках решения поставленной Вебером задачи Г. Мюрдаль сформулировал постулат, согласно которому ученый вправе опираться на определенные ценности и обосновывать их. (Постулат - исходное положение, принимаемое без строгого доказательства в рамках какой-либо дедуктивно построенной теории, но веское и обоснованное. (Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971. С. 401.)) Однако при этом ученый обязан разделять фактические и оценочные суждения и открыто признавать факт оценивания. Тем самым ученый предлагает публике самостоятельно осуществлять выбор оценок. Постулат Мюрдаля всегда необходимо иметь в виду ученому, избравшему человека и общество в качестве предмета своих научных интересов и по возможности реализовать его положения.
Принципы логики социальных наук К. Поппера. Основные критерии оценки социологических теорий — общие с требованиями к науке. Поппер отождествляет социальные и естественные науки, поскольку они руководствуются общими принципами: ценности научной истины, объективности и рациональности, критического анализа и проверки предположений ученых. Но он видит также и специфику социальных наук, в которых ценностный критерий - благо для всех людей — является ведущим. В свою очередь, рациональный критицизм не означает отказ от ценностных суждений: принцип «ценностной нейтральности» предполагает оценку общественных процессов с точки зрения идеалов гуманизма.
Основные принципы логики социальных наук предусматривают отказ от эссенциализма (т. е. претензии на постижение сущности общества и законов общественного развития); критику холизма (т. е. представления, согласно которому в каждой части общества отражаются свойства целого) и историцизма, который Поппер называет пророчеством (т. е. претензии марксизма предсказывать социальные революции с такой же точностью, с какой можно предсказать солнечное затмение). Нет и не может быть «единственно верной» теории, всякая теория проверяется оружием критики. Поппер усматривает в марксизме противоречие между идеалами, провозглашенными Марксом, и их теоретическим обоснованием. Подчеркнем, что ценностные суждения не выводимы из суждений о фактах, а факты не могут быть выведены из ценностных суждений. Как это следует из критики Поппером установок марксизма, здесь имеет место нарушение данного принципа. Осуждение Марксом нищеты, бесправия трудящихся, жестокой эксплуатации не только взрослых, но и детей при полном равнодушии власть имущих и даже общественного мнения - все это получало сочувственное понимание и оценку Поппера. В то же время избранный Марксом способ решения «загадки истории» путем социальных революций, абсолютизация классового подхода к оценке общественных явлений, в том числе и культуры, «исторические пророчества», опирающиеся на экономический детерминизм и материалистическое понимание истории получили в высказываниях Поппера негативную оценку. Эта оценка тем более оправдана, что опыт реализации марк- совых схем и пророчеств привел к бессмысленным жертвам и страданиям многих миллионов людей во всем мире. Соглашаясь с Марксом в том, что философы должны не только истолковывать мир, но и помогать изменить его, Поппер считает необходимым «подойти к решению проблем, взяв в руки оружие критики методов, рассматривать их с позиции рационального критицизма» (Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004. С. 558).
Поппер считает неприемлемой претензию марксизма делать предсказания о социальном и политическом развитии человечества и предлагать политические решения, способствующие этому развитию. Маркс утверждает, что развитие общества есть закономерный естественно-исторический процесс и, значит, все человечество развивается по общему сценарию. Поппер отрицает наличие всеобщих законов общественного развития и утверждает, что задача социальных наук состоит в выработке научных предсказаний, но не безусловных исторических пророчеств. Это не означает, что социальные науки бесполезны, хотя они «не делают исторических предсказаний, но могут сказать нам о том, что можно, а чего нельзя осуществить в политической сфере» (Там же. С. 567). Предсказуемы также процессы, происходящие в экономической сфере, правовой и некоторых других сферах хозяйственной, политической, духовной жизни общества. Соглашаясь с гуманистическими целями, провозглашенными марксизмом, Поппер убежден, что этих целей нельзя достигнуть революционными методами, так как революции разрушают институциональную и традиционную структуры общества и тем самым они подвергают опасности те самые ценности, для реализации которых предпринимаются.
Основной пафос логики социальных наук К. Поппера состоит в защите ценностей открытого общества, ценностей либерализма и критике «закрытого общества». Различие открытого и закрытого обществ Поппер видит в способах организации власти. В закрытом обществе иласть несменяема, а если она и сменяется, то насильственным устранением властвующего лица. Закрытое общество учреждает не только политическую, но и идеологическую диктатуру, осуществляет цензуру не только в области духовной культуры (религия, философия, искусство, мораль), но и в области естественных наук. Власть вмешивается и личную жизнь людей, в отношения в семье, осуществляет тотальный контроль над гражданами. Открытое общество формируется на принципах либерализма. Основные принципы либерализма Поппер формулирует в связи с определением роли государства и роли общественного мнения в развитии общества. Государство есть необходимое зло: не следует увеличивать его власть сверх необходимого. Этот принцип можно назвать «бритвой либерализма». Государство является постоянной опасностью, поскольку таит в себе возможности злоупотребления нластью. Эта опасность никогда полностью не может быть устранена. Но нет другой силы в обществе, которая бы могла более эффективно осуществлять права всех. Итог: государство — зло, но необходимое шо. Поппер утверждает: существуют два вида государственных учреждений - те, которые допускают смену правительства без кровопролития, и те, которые этого не допускают. Но если правительство нельзя сменить без кровопролития, то в большинстве случаев его вообще не- позможно сменить. «Лично я предпочитаю называть правление, которое можно изменить без насилия, «демократией», а другое - «тиранией», — утверждает Поппер. (Там же. С. 570). Поппер подчеркивает: демократия сама по себе не может наделить граждан всеми благами, она вообще ничего не может сделать — действовать могут только свободные граждане демократического государства, а демократия лишь создает рамки, в которых граждане могут действовать более или менее организованным и последовательным образом. Принцип критического рационализма позволяет Попперу дать извещенную оценку не только государству, но и общественному мнению. Мы являемся демократами не потому, что большинство всегда право, а потому, что демократические традиции являются наименьшим злом из того, что нам известно. Если большинство (или общественное мнение) примет решение в пользу тирании, демократ вовсе не обязан считать, что в его воззрениях вскрылась какая-то фатальная ошибка. Скорее он придет к выводу, что в его стране демократическая традиция еще недостаточно сильна. Поппер предостерегает от переоценки институтов, представляющих видимость демократических,
но не являющихся таковыми. Иными словами, наличие партий, проведение выборов и т. п. не могут служить доказательством утверждения принципов демократизма. Одних институтов недостаточно, если их деятельность не регулируется традицией и не обеспечена правом. Учреждения всегда амбивалентны в том смысле, что в отсутствие сильной традиции они способны служить не тем целям, для которых были предназначены. Поэтому осуществление либеральной утопии, т. е. рационально построенного государства на tabula rasa, лишенной традиции, невозможно. Принципы либерализма можно истолковать как принципы оценки и, если необходимо, модификации и изменения существующих институтов, но не их замены. Кредо либерализ-. ма - эволюция, а не революция. К числу наиболее важных традиций принадлежит та, которую можно назвать «нравственной структурой» (которая соответствует институциональной правовой структуре) общества. Она воплощает в себе традиционное чувство справедливости или степень развития нравственного общественного чувства. Ее разрушение в конечном итоге приводит к цинизму и нигилизму, т. е. к размыванию и исчезновению всех человеческих ценностей. Поппер подвергает критической оценке общественное мнение. Он убежден, что общественное мнение является реальной политической силой даже в недемократических государствах. Но общественное мнение целенаправленно формируется властью, оно может ошибаться и в то же время быть мудрее своих правителей. Благодаря своей анонимности общественное мнение является неответственной формой власти и, следовательно, представляет некоторую опасность. Однако серьезной проблемой является не только ограничение власти, но и необходимость защиты мнения индивида от диктатуры общественного мнения. Как видим, рассуждения Поппера содержат своеобразный сплав научного мышления, философских принципов и представлений здравого смысла в анализе социальных процессов. Он последовательно проводит принцип критического рационализма как регулятивный принцип познания вообще, социального познания — в особенности.
Подведем итоги. Предпосылочное знание, выполняет не только методологическую, но и регулятивную функцию, конституируя конкретно-исторические представления о нормах и ценностях познания. Коммуникация в науке формирует определенную общественную атмосферу, общественное мнение, содержащее явное или неявное представление о ценностных предпосылках познания.