Религия и мифология древних египтян

1. Религия. Ещё в глубокой древности о египтянах ходили слухи как о богобоязненном и богопослушном народе, набожность и суеверие которого не знали границ. Египтяне верили в то, что всё на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы все помыслы людей и что в любой момент они могут вмешаться в дела смертных. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Города и номы, порядок и закон, ремёсла и искусства, письмо и счёт, науку и магию жители «Чёрной земли» относили к божественным установлениям. Они охотно разделяли представления о том, что до земных царей, власть которым была вручена небожителями, Египтом правили боги, затем – полубоги, избравшие долину Нила наилучшим местом для своего пребывания. Зависимость сознания древних египтян от грозных, могущественных, неумолимых божественных сил превратила Египет в страну тысячи богов, а египтян – в один из самых набожных, по мнению древнегреческого историка Геродóта, народов на земле.

Политеизм (многобожие) египтян проявлялся в одухотворении и олицетворении ими небесных светил (солнца, луны, звёзд), разнообразных природных объектов и явлений (реки Нил, водной пучины, знойного ветра пустыни), в поклонении домашним и хищным животным, за звероподобным обликом которых скрывались творцы Космоса, земного миропорядка, людей, покровители любви и семьи, войны и мирного труда, защитники фараона. Древним грекам, путешествовавшим по Египту, казались странными и некоторые поступки египтян: например, почему они с особой нежностью заботятся о баранах, зачем царская дочь пьёт воду, в которой только что плескался крокодил, с какой целью осыпается почестями чёрный бык с белым треугольником в центре лба и мумифицируются ибисы?

То, что европейцам казалось чудным и диковинным, находит объяснение в религиозных представлениях египтян. Их почтительное отношение к баранам выражало преданность Амону – покровителю Фиванского нома, так как баран был священным животным Амона, в которое великое божество могло перевоплощаться. Трогательные чувства к крокодилу возникали у всех, кто поклонялся богу нильской воды Сéбеку – одному из самых почитаемых в Египте богов. Центром его культа считался Фаюм, позднее названный греками Крокодилополем, а храмы располагались почти по всей стране. Крокодилов холили и лелеяли, умащивали их откормленные тела бальзамами, нанизывали на пальцы и лапы золотые украшения. Жители Мемфиса преклонялись перед быком Аписом, в котором усматривали воплощение бога умирающей и воскресающей природы Осириса. Аписа находили по особым, примечательным признакам: чёрному – без примесей – окрасу, раздвоенным щетинкам хвоста, изображению коршуна на спине и скарабея – на языке. Когда чёрного быка с белым треугольником в центре лба и названными приметами обнаруживали в стаде, жрецы праздновали его рождение и торжественно вводили в храм Птаха – творца существующего мира и людей. Священному быку давали лучший корм и осыпали почестями до конца его дней, а когда он умирал, вся страна погружалась в траур. Тело Аписа мумифицировали и хоронили как высокого правителя. В Египте было принято мумифицировать и ибисов, считавшихся земным воплощением бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, счёта, покровителя литературы и писцов, лекарей и магов. Как создатель всей интеллектуальной жизни Египта Тот считался языком бога Птаха и сердцем бога Ра. Будучи астральным божеством, Тот сливался с луной, и как бог луны он вёл счёт дням, месяцам, годам. Ему принадлежала также ведущая роль в культе мёртвых и погребальном ритуале: он записывал результат взвешивания сердца на суде Осириса.

По мере развития религиозного сознания египтян пантеон их богов усложнялся, и наряду с богами, персонифицировавшими силы природы и сферы хозяйственной деятельности людей, появились божества, символизировавшие этические категории и жизненные ценности: мудрость, справедливость, любовь, порядок, истину и другие. Например, такие важные понятия человеческой жизни, как справедливость и правосудие, несла в себе богиня Маáт, супруга Тота. Существование государства не мыслилось египтянам без Маат – божественного Порядка и Истины. Боги-творцы, уничтожив изначальный хаос, в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Порядок часто воспринимался как правопорядок, поэтому фараоны, подобно богам-творцам, должны были стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка», как сказано в «Текстах пирамид». Уже в эпоху Древнего царства Маат становится центральным понятием в египетской этике, принципом, на котором строятся гармоничные (правильные) человеческие взаимоотношения.

В ранней древности египетские боги почитались в образах различных животных (что свидетельствует о сохранении на протяжении длительного времени пережитков тотемизма): быка, львицы, крокодила, сокола, павиана, змеи и других. Позже появились антропозооморфные изображения богов – с телами людей, но с головами священных животных или с их атрибутами. Например, Тот сохранил голову ибиса, богиня войны Сохмет имела голову львицы, а Исида, супруга Осириса, украшала свою причёску рогами коровы. В период расцвета Египетской цивилизации иконогрáфия – строго установленные правила изображения образов и сюжетов – обогатилась символическими образами богов. Символом бога Ра стал высокий, суживающийся в верхней части каменный прямоугольный столб –обелиск; бог Хор нередко представал перед взорами верующих как солнечный диск с распростёртыми крыльями сокола; бог Атон представлял собой солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивавшимися человеческими ладошками.

Все боги делились на местных, почитаемых в крупных населённых пунктах, номовых, почитаемых в областных центрах, и государственных, культ которых был обязателен для всех обитателей Египта. Наиболее чтимыми общеегипетскими богами были: Хапи, отвечавший за плодородие, жизнь и процветание обитателей «Чёрной земли», Осирис – владыка подземного мира, Исида – его жена и сестра, покровительствовавшая супружеской любви и материнству, Хор – сын Исиды и Осириса, символизировавший победу жизни над смертью, а также защищавший фараона бог Солнца Ра, боги Птах и Тот, бог Амон – покровитель царской власти, вершитель политических судеб. Египетские фараоны также почитались как боги: они имели храмы, штат жрецов, им полагались жертвоприношения.

Политическая история Древнего Египта влияла на религиозные предпочтения египтян. Со сменой столичных центров глава египетского пантеона богов изменялась, так как местные боги возводились в ранг общегосударственных. К примеру, Птах – главный бог Мемфиса – столицы Египта в период Древнего царства – уступил своё место богу из Гелиóполя – Ра. Когда возвысились Фивы (эпоха Среднего царства), то местный бог Амон приобрёл дополнительные функции бога Ра и, официально став владыкой богов, стал почитаться под именем Амон-Ра.

Обилие египетских богов, изменение их положения в божественной иерархии, переплетение их главных функций вызвали необходимость упорядочить религиозные представления, придать им организованный, структурированный вид. Сложная работа по систематизации египетского пантеона богов была проведена жрецами наиболее крупных религиозных центров Египта и отражена в египетской мифологии.

2. Мифология. Основными источниками по мифологии Древнего Египта являются:

а) Тексты Пирамид, вырезанные на внутренних стенах коридоров и погребальных помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVI–XXV вв. до н. э.); они состоят из ритуалов, заклинаний и гимнов, относящихся к погребению и перевоплощению царя Египта;

б) Тексты Саркофагов, записанные на внутренних стенках деревянных саркофагов в период между VIII и XVII династиями (XXII–XIX вв. до н. э.) и рассчитанные на обожествление и вечную жизнь погребённых в саркофагах; они содержат главным образом описание представлений египтян о загробной жизни, космогонии (сотворении мира) и содержание мифа об Осирисе, связанные с заупокойным ритуалом;

в) Книга Мёртвых – египетская Библия, сборник текстов, образовавшихся на основе заупокойных ритуалов в эпоху Нового царства и заменивших вышедшие из обихода Тексты Саркофагов;

г) религиозные гимны и тексты мифов, надписи на стенах храмов;

д) заговоры, заклятия и другие магические тексты, содержащие сказания о богах, при помощи уподобления которым египтяне надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий;

е) храмы, гробницы, культовые статуи, мумии священных животных, предметы ритуала, рельефы и стенные росписи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: