Система образования. Наука

ЧЕШСКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.

Во второй половине XIX — начале XX в. в качестве инструмента для придания культуре национального характера рассматривалось образование. К концу XIX в. система образования в чешских землях представляла собой многоступенчатую структуру,

сложившуюся в результате многочисленных преобразований. Наиболее значительными были реформы школы в 1849 г. и в конце 60-х гг. Они ввели, а затем закрепили принцип всеобщего и обязательного школьного обучения для детей с шести лет. Конституция 1867 г. провозглашала свободу и равноправие наций в школе, подтвердила право контроля государства за деятельностью школ. Закон 1868 г. ликвидировал конкордат государства и церкви от 1855 г., отменил контроль последней над содержанием учебников, поведением учеников и преподавателей. Школьный закон 1869 г. существенно увеличил объем обязательного школьного курса. В результате принятых мер в 90-е гг. XIX в. чехи по уровню генерационной грамотности обгоняют немцев, на рубеже веков они занимают первое место в империи по уровню общей грамотности.

С середины XIX в. одной из целей работы школы становится повышение уровня всеобщего образования. Так, классические гимназии готовили выпускников к поступлению в университеты, реальные гимназии и торговые академии давали глубокие профессиональные знания. Новое поколение, кроме того, было ориентировано на проведение активной чешской политики. В этот период издаются на чешском языке монографии чешских ученых, переводы учебной литературы и произведений классики с других языков, научные словари, специальные журналы, учебники, книги для детей. Особенно активно проводит эту деятельность Матица Чешская.

В результате большой и плодотворной работы была значительно пополнена лексика чешского языка. Причем при подготовке большинства книг по различным отраслям знаний их авторы явно отошли от пуристских взглядов Юнгманна, широко используя общепринятые европейские научные термины, кодифицировали ряд новообразований. В середине XIX в. были созданы предпосылки для овладения чехами основами всех отраслей знания на чешском языке.

В 80-е гг. XIX в. чешский язык становится языком обучения на всех ступенях системы образования. Просвещение, нравственное развитие народа рассматриваются как главная задача культуры. Разделение в 1882 г. Пражского университета на чешский и немецкий стало основой процесса консолидации национальной интеллигенции. Появление самостоятельного чешского высшего учебного заведения способствовало притоку в науку новых сил, превращению Карлова университета в крупный научный центр. Придать отечественной науке европейский уровень стремились языковед Я. Гебауэр, историк Я. Голл, социолог Т.Г. Масарик,

искусствовед и эстетик О. Гостинский и др. В 1890 г. была образована Чешская Академия наук, словесности и искусств. Она взяла на себя публикацию источников и историографических работ. На рубеже веков началась борьба за основание второго чешского университета в Брно, за увеличение числа чешских учебных заведений в Моравии.

В конце XIX в. ведущие позиции в исторической науке заняла позитивистская школа, представленная тремя поколениями учеников выдающегося чешского историка Я. Голла и ориентированная на фундаментальные аналитические исследования. В этот период шло становление историко-социологического направления, на развитие которого определяющее влияние оказал Т.Г. Масарик. В начале XX в. развернулась научная деятельность Л. Ни-дерле, характеризовавшаяся творческим подходом к изучению прошлого славянских народов. Широкую известность получили работы Я. Влчека по истории чешской литературы.

Значительным вкладом в развитие естествознания явилось открытие биологом Я.Е. Пуркине клеточного ядра и создание кинескопа. Г. Мендель стал первооткрывателем законов наследственности. Высокий уровень развития промышленности, быстрая модернизация производства способствовали тому, что чешские ученые и инженеры явились новаторами во многих отраслях техники и технологии производства. Большую известность получили паровые машины инженеров «пражской школы».

В середине XIX в. о чешской национальной культуре можно говорить как о системе. В художественных произведениях, образах на первый план выдвигается тема народа. Общенациональным делом стало строительство Национального театра. Его торжественная закладка в 1868 г. превратилась в грандиозную манифестацию десятков тысяч людей. К проектированию и оформлению здания, выработке репертуара после открытия театра в 1883 г. (в 1881 г. здание сгорело) была привлечена плеяда чешских мастеров — художники М. Алеш, Ф. Женишек, скульптор Й.В. Мыслбек и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: