Словакия в новое время

Литература, живопись, музыка

60-е гг. — период национального подъема — стали эпохой расцвета национального искусства. В своих произведениях чешские писатели-реалисты выступали против национального и социального неравенства. Так, Ян Неруда (1834—1891) в «Песнях страстной пятницы» (1882—1887) призывал к борьбе за счастливое будущее. В поэтических циклах «Сельские песни», «Чешские сонеты»,

«Чешские песни» воспевал жизнь деревни С. Чех (1846—1908). Истории борьбы чехов за сохранение своей независимости посвящены романы-эпопеи А. Ирасека (1851-1930). Его исторические романы о гуситах «Между течениями», «Против всех», написанные с использованием древних рукописей и документов, имели открытую патриотическую направленность.

Поэтизация мифов, легенд и деревенской жизни характерна для большинства произведений художника и иллюстратора Й. Ма-неса (1820—1871). Его кисти принадлежат цикл картин «Времена года» для башенных часов Пражской ратуши, иллюстрации к народным сказкам и преданиям, Краледворской рукописи и др. Творчество Манеса, многогранное по жанровой направленности, открыло новый период в развитии чешской исторической, бытовой и пейзажной школы живописи.

Традиции Манеса продолжил М.Алеш (1852—1913), художник-карикатурист и иллюстратор, воссоздавший в своих образах гуситских героев. Его циклы «Родина», «Жизнь старых славян» пронизаны национальным духом. Творчество этого художника оказало серьезное влияние на утверждение принципов реализма в живописи.

Известным представителем реализма XIX в. стал скульптор и педагог Й.В. Мыслбек (1848-1922). Его творческая манера формировалась под влиянием романтизма Манеса, произведений поздней античности, французских монументалистов того времени и эволюционировала в сторону неоклассики. Создатель знаменитой конной статуи св. Вацлава в Праге (1888—1913), он ваял также декоративные скульптуры, портреты знаменитых чешских современников (Б. Сметаны).

Основоположником чешской оперы стал композитор, дирижер, пианист, музыкальный общественный деятель и критик Б. Сметана (1824—1884). Оперы композитора «Бранденбуржцы в Чехии» (1863), «Проданная невеста» (1866), «Далибор», шесть программных симфонических поэм «Моя Родина», «Чешские танцы» служили патриотическому и музыкальному воспитанию народа на близких и понятных ему образах, отличаясь народным характером музыки. Основателем чешской национальной музыки вместе со Сметаной был А. Дворжак (1841 — 1904). Особенностью его сочинений являлось широкое использование народных мотивов. Наиболее известны «Славянские танцы» Дворжака.

Вместе с тем в середине 60-х гг. прозвучало (например, в альманахе «Лада Ниола») требование обогатить чешскую литературу общечеловеческими идеалами. Мысль о тесной связи чешской литературы с литературой мировой не означала отказа от

национальной тематики и от сохранения национального своеобразия. Идея о том, что чешский народ должен оставаться патриотом и в то же время принадлежать к мировому сообществу, становится программной у многих представителей чешской культуры. Острые дискуссии в чешских землях о признаках современности искусства, о слабых и сильных сторонах его реалистической концепции характерны для всей второй половины XIX в.

В конце 1880-х — 1914 г. в литературной жизни Европы наблюдалось несколько течений. Реализм уступил место новым тенденциям. Причем в чешских землях общеевропейские процессы получили свою национальную интерпретацию. На уровне политических программ была сформулирована цель культуры — развивать гармоническую, всесторонне образованную личность, способную к самостоятельным суждениям об искусстве. Прямолинейные попытки свести все богатство функций искусства к этическим или же политическим принципам, когда литература и искусство в целом были призваны служить в первую очередь нравственности, рассматривать литературу как выразительницу общественных интересов, вызвали у поколения 90-х гг. стремление найти новые идеалы.

Индивидуалистическая идеология нашла выражение в символизме и декадентстве. Опубликованный в 1895 г. манифест «Чешской модерны», провозгласивший в качестве источника и критерия литературной деятельности внутреннюю правду творческой индивидуальности, свидетельствовал, что модернизм в Чехии имел яркую национальную окраску. Манифест резко осуждал эклектизм, дилетантизм, иллюстративность и утилитарность таких авторов, как драматург, прозаик, переводчик Я. Врхлицкий, поэт, редактор журнала «Люмир» Й. Сладек, а также модные течения «искусства для искусства».

Новое направление в искусстве связано с творчеством художника и графика, мастера портретной живописи М. Швабин-ского (1873—1962). В пейзажах, росписях, графических работах он сочетал жизнеутверждающий реализм с символикой и аллегорией. Чувственный импрессионизм был основой живописи известнейшего чешского художника А. Славичека (1870—1910), воспевавшего красоту пражских улиц, набережных и садов. После поездки в Париж он написал известнейшие полотна «Вид Праги с Летны», «Собор святого Вита» и др. Наиболее крупным чешским скульптором этого периода был Я. Штурса (1880—1925) — основатель чешской современной скульптуры, последователь реалистической традиции, учитывавший импрессионистические тенденции эпохи.

На рубеже веков начал творить музыкант и педагог В. Но-вак (1870—1949), один из основателей чешской музыкальной педагогики, профессор Пражской консерватории, ученик Дворжака. Синтезировав национальные музыкальные традиции и элементы импрессионизма, он выработал свой собственный стиль. Им написаны произведения для фортепьяно (цикл «Пан»), камерных оркестров, симфонии и сюиты, оперы и др. Наиболее известным за границей чешским композитором наряду со Сметаной и Дворжаком был Л. Яначек (1854-1928), долгое время работавший в Брно, изучавший моравский фольклор. Яначек — автор девяти опер, балета, рапсодии «Тарас Бульба» и многих других сочинений.

В конце XVIII — начале XIX в. развитие словацкого народа проходило уже в достаточно определенных культурных и этнических границах в рамках Венгерского королевства, входившего в состав монархии Габсбургов. Словацкая экономика находилась в зависимости от общевенгерского уровня экономического развития, а общественная жизнь словаков — от общеполитического движения венгров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: