Обзор литературы

Историография, в которой говорится о Владимире Мономахе и его сыновьях, отличается различными подходами к изучаемой проблеме.

Источниковедческий обзор «Поучения к детям» приводит Д. С. Лихачев в своей статье «Сочинения князя Владимира Мономаха»[14], где автор рассматривает данный источник как литературный памятник. Лихачев упоминает об основных событиях жизни Владимира Мономаха, которые легли в основу текста: военных походах на половцев, взаимоотношениях между Мономахом и другими князьями[15] Автор, рассматривая деятельность великого князя, приходит к интересному выводу: «Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, но к объединению на основе принципа, провозглашенного Любечским съездом»[16].

Большое внимание историков на протяжении XIX–начала XXI вв. привлекают личности Владимира Мономаха, а также его детей, но о взаимоотношениях между отцом и сыновьями почти не упоминается.

Дмитрий Емец в своем труде «Владимир Мономах»[17] считает главной чертой Владимира, отличавшей его от других князей, миролюбие, поясняя свою точку зрения тем, что Владимир Всеволодович был готов отдавать свои вотчины братьям, нежели проливать кровь и разжигать очередную усобицу. Автор подчеркивает такие черты князя как чистота души и трезвость ума. О сыновьях великого князя Емец упоминает в конце своего труда, когда размышляет о роли Поучения Мономаха в жизни Руси, но никакой оценки их деятельности Емец не дает.

В книге А. Ю. Карпова «Великий князь Владимир Мономах»[18] автор раскрывает жизнь Мономаха, указывая на его роль в жизни Руси на границе двух периодов: единой Киевской Руси и удельного периода[19]. Карпов большое внимание уделяет наследию великого князя: «Мономах оставил своим сыновьям сильную державу, «Поучение к детям»[20]. Также автор говорит о Повести Временных Лет, поскольку именно при Мономахе были созданы вторая и третья ее редакции[21].

Монография советского историка А. С. Орлова «Владимир Мономах»[22] в полной мере отражает жизнь Владимира Всеволодовича и частично его сыновей. В своем труде автор приходит к выводу, что время правления Владимира и его старшего сына Мстислава «стало одним из самых благополучных страниц в истории Киевщины»[23].

В книге «Князья и княгини Русской земли»[24] приведены сведения о жизни русских князей. Представлены здесь и жизнеописания Владимира Мономаха и трех его сыновей: Мстислава, Ярополка, Юрия Долгорукого. Автор статьи о Мономахе Ю. В. Сухарев относится критически к великому князю: «Далеко не всегда являясь примером христианских морали в отношениях со своими личными врагами, Мономах был или умел казаться таким примером в качестве правителя и защитника Руси, что нашло свое отражение и в Поучении[25]». К старшим сыновьям Сухарев относится противоречиво: если к Мстиславу он благоволит, то описывая его брата Ярополка, автор косвенно указывает на слабость характера князя и неспособность остановить раздробленность государства в распаде государства[26]. Описывая Юрия Владимировича, Пчелов подчеркивает значимость князя, как человека, который много сделал для Ростово-Суздальской земли, подготовив почву для расцвета Северо-Восточной Руси при его потомках[27].

Е. В. Пчелов в книге «Рюриковичи. История Династии»[28] показывает Мономаха идеальным правителем, который был, по мнению автора, справедливым правителем и полководцем[29]. Автор упоминает и о большой семье князя[30]. В конце статьи, посвященной Мономаху, автор приводит краткий рассказ о судьбах сыновей Владимира Всеволодовича[31].

Советский историк Б.А. Рыбаков в своем труде «Мир истории» посвятил Мономаху статью «Владимир Мономах – боярский князь»[32]. Автор пишет об уважении и любви народа к Владимиру Мономаху, которые воплотились в былинных сказаниях и легенде о Царских регалиях, переданных якобы по наследству Владимиру Всеволодовичу из Византии императором Константином[33]. Рыбаков почти не упоминает о сыновьях Владимира Мономаха, лишь несколько раз он говорит о старшем сыне Мстиславе[34]. Несмотря на отмеченные в статье заслуги князя, «Поучение» Мономаха автор рассматривает как самохвальство князя: «Вот я — тот самый князь, который нужен вам»[35]. Рыбаков находит в себе смелость отрицать то, что Мономах пишет наставление своим детям, которые «в отцовских поучениях едва ли нуждались. Оно было рассчитано на довольно широкую феодальную территорию»[36].

А. Шишов в статье «Владимир Мономах — победитель Половецкой Степи» из книги «Русские князья»[37] рисует образ Мономаха, как великого воина, защищавшего русскую землю от половцев. Автор подчеркивает авторитет Мономаха, показывает его успехи во внутренней политике и международных отношениях[38]. Особенно автор подчеркивает значение правления Мономаха и его сыновей в жизни государства: «Могущество земли Русской, заложенное великим князем Владимиром Мономахом, его деяниями и судьбами сыновей, держалось целое столетие»[39]. Шишов также отмечает то, что русские князья, цари и императоры: Иван III и Василий III, Петр I, Екатерина II, Александр I и Николай II ­­­– особенно уважали и чтили память Владимира Всеволодовича[40].

Существуют также исследовательские работы, в которых князья в основном рассматриваются с точки зрения их политической роли в жизни Киевской Руси.

В монографии Гудзь-Маркова «Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв.»[41] историк на основе основных летописных сводов размышляет о событиях, произошедших на Руси в данный период. Разбирая события связанные с Мономахом, автор приходит к выводу о большом вкладе князя в развитие страны[42]. Гудзь-Марков восхваляет князя в своем сочинении, считая, что даже «Поучение к детям» проникнуто "светлым духом создателя.[43]

Д. И. Иловайский в своем труде «Становление Руси»[44] рассматривает события и деятельность князей, их взаимоотношения между собой. Изучив летописи, Иловайский делает вывод, что для летописца Мономах – идеальный князь[45]. Однако сам Иловайский рисует противоречивый образ Мономаха. С одной стороны, это Великий князь, сделавший много благ для Руси, но, с другой стороны, автор указывает на некоторые просчеты князя: «Владимиру Мономаху и в голову не могла придти мысль об уничтожении удельного порядка...» [46].

В книге Н.Ф. Котляра «Древнерусская государственность»[47] посвящена образованию и развитию государственности в Киевской Руси. Автор не рассматривает взаимоотношение Владимира Мономаха и сыновей, однако даёт свой взгляд на развитие государственности в период их княжения: у Владимира Всеволодовича намечается стремление к централизации власти[48], которое проявилось в том, что князь «по собственной воле перемещал князей из одной волости в другую»[49]. Говоря о потомках Мономаха, Котляр выделяет интересную предпосылку для начала раздробленности: по мнению автора, одним из катализаторов данного процесса явилось нарушение порядка наследования киевской отчины Изяславом Мстиславичем, который не учёл интересов своих дядей Вячеслава и Юрия Владимировичей[50].

Таким образом, публицисты и историки рассматривают роль Владимира Всеволодовича и его детей с разных позиций. Можно отметить монографии, сведения которых имеют источниковедческий анализ. Существуют также статьи и работы, посвященные изучению роли Мономаха и сыновей в истории Киевской Руси. Кроме указанных направлений есть исследования, посвященные вопросам политической деятельности данных князей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: