Научный стиль

Синтаксис

Лексика

Языковые черты разговорного стиля

Разговорный стиль

Сфера общения – межличностные отношения (бытовая сфера).

Функция речи – установление межличностных отношений.

Специфические черты – непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации.

Жанры – диалог при покупке, разговор по телефону и т.п.

Использование бытовой, разговорной лексики (сынок, окошко, телек).

Эмоциональная лексика (ручища, дощечка, крохотный и т.п.).

Использование эмоционально окрашенных фразеологизмов (ни кожи ни рожи, через пень колоду и т.п.).

Неполные предложения (Ты домой? Вы на трамвае? Я скоро).

Преобладание конструкций с бессоюзной связью.

Специфический порядок слов (В школу ее отдали английскую. Малину, я знаю, ты не любишь).

Использование вопросительных и побудительных предложений.

Междометные сказуемые (Блузка не ах).

Пример текста разговорного стиля:

Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!

(Из разговорной речи)

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое функциональный стиль речи?

2. Охарактеризуйте систему функциональных стилей современного русского языка.

3. Чем отличаются книжные стили речи от разговорного?

1. Отличительные черты научного стиля речи.

2. Жанры устной и письменной научной речи.

3. Виды сокращения текста.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.

Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Речевыми жанрами, воплощающими этот стиль речи, являются научные монографии, научные статьи, диссертации, различные жанры учебной, научно-технической, научно-популярной литературы, научные доклады, лекции.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональный стиль, определяют выбор лексики, используемой в произведениях научного стиля.

Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная, терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии. Это свидетельствует, с одной стороны, о тенденции к международной стандартизации языка науки, а с другой – является показателем «отстраненности» средств научного стиля от общеупотребительной лексики языка. По утверждению лингвистов, терминологизация литературного языка – общеевропейская тенденция. Это значит, что в современной жизни значительно расширена сфера влияния научно-технического прогресса.

Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном.

Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактными значениями: мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения и т.п.

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

В научном функциональном стиле отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю в меньшей степени свойственна оценочность, чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения.

Специфической чертой научного стиля является логичность. Безусловно, этим качеством должно обладать каждое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части текста жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно. На последовательность развития мысли указывают наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно; союзы: так как, потому что, поэтому.

Объективность – еще один признак научной речи. В научных текстах излагаются научные теории и законы, факты, явления, эксперименты и их результаты. Все это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. Поэтому недопустимо личное, субъективное мнение. Чаще используются неопределенно-личные и безличные предложения.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т.п.

Работа с научным текстом требует особых умений – умений сокращать текст. Сокращать текст можно разными способами:

1) исключить отдельные его части;

2) сократить пересказ;

3) заменить развернутые предложения более простыми.

Существуют различные виды сокращения текста: составление плана, тезисов, выписки, конспекта, реферата, аннотации. Рассмотрим подробнее.

1. Составление плана.

Текст делится на части, каждая из которых анализируется с точки зрения темы этого микротекста. Таким образом формулируется микротема, или пункт плана.

2. Составление тезисов.

Тезисыэто краткое изложение основных положений статьи или книги, выводы или обобщения, записанные в виде цитат или собственных формулировок. Тезисы имеют утвердительный характер. Составление тезисов начинают с составления плана. Каждый тезис излагает основную мысль микротекста.

3. Создание выписки.

Выписка – дословная, точная запись частей текста. Необходимость в выписке возникает, когда интересующему нас вопросу посвящены лишь отдельные фрагменты текста. Выписки применяются при подготовке доклада или реферата. Выписки должны быть точные, в скобках указывается название произведения, глава, параграф, страница.

4. Создание конспекта.

Конспектэто краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к подлинному, исходному тексту; он занимает больше места, чем план или тезисы.

Тематический конспект – это конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме.

Если в тематическом конспекте обеспечивается единство формы и содержания, выражается собственное мнение по затрагиваемым вопросам, создаваемый текст становится рефератом. Реферат – это краткое изложение исходного текста, но не расчлененное, как допускается в конспекте, а связное, последовательное.

5. Создание аннотации.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание в виде перечня главнейших вопросов и дающая иногда их оценку. Это текст из трех-четырех предложений, независимо от объема исходного текста.

Научная деятельность предполагает умение выражать отношение к тому, что и как написано. Такая оценка научного текста называется рецензией. Это письменный разбор научного произведения, содержащий критическую оценку.

Обобщая отличительные особенности научного стиля речи, отметим что данный стиль обслуживает одну из важнейших сфер человеческой деятельности и общественного сознания – сферу науки, а также связанную с ней сферу обучения и просвещения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличительные черты научного стиля речи?

2. Назовите жанры устной и письменной научной речи.

3. Чем обусловлена терминологизация современного литературного языка?

4. Какие виды сокращения текста используются в научной работе?

5. Чем реферат отличается от тематического конспекта?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: