Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Ауд. 14-525 Кабинет для курсового проектирования (выполнения курсовых работ) Материально-техническое оснащение практики определяется местом ее прохождения и поставленными руководителем практики конкретными заданиями
Ауд. 14-509 Кабинет для научно- исследовательской работы Материально-техническое оснащение практики определяется местом ее прохождения и поставленными руководителем практики конкретными заданиями
Ауд. 14-511 Кафедра СПиКП, кабинет для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Материально-техническое оснащение практики определяется местом ее прохождения и поставленными руководителем практики конкретными заданиями

*Специальные помещения - учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. Заполняется в соответствии с приказом об аудиторном фонде.

** Помещения вносятся в таблицу в соответствии с расписанием занятий.

*** Заполняется в соответствии с паспортами аудиторий.

9.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Представленная рабочая программа дисциплины отражает содержание лекционного курса, последовательность его изучения, раскрывает организацию практической, самостоятельной работы, снабжена списком литературы (в том числе базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами), содержит сведения об используемых интерактивных формах обучения, программном обеспечении; приложение включает фонд оценочных средств (ФОС) для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине.

Изучение дисциплины происходит через лекционные и семинарские занятия. Материалы, представленные преподавателем на лекционном занятии, должны быть проработаны студентом и использованы им при подготовке к практическим занятиям. Преподавателем может быть проверено усвоение студентами лекционного материала.

При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо ориентироваться не только на лекционный материал курса, но и на рекомендованную литературу по курсу, Интернет-источники и пр. Подготовка к практическим занятиям предусматривает подбор дидактического, диагностического и др. материалов к занятию.

Все задания практических занятий разделены на две категории: теоретические и практические. Теоретические задания направлены на получение знаний по предмету: их осмысление, обобщение и закрепление. В качестве примеров теоретических заданий выступают: участие в собеседовании, коллоквиуме, составление таблиц, схем, выступление с сообщением, докладом (в том числе с использованием презентации), реферирование первоисточников, составление картотеки персоналий и пр.

Задания второй категории предусматривают формирование практических умений и навыков по данной дисциплине. Методы, которые использует преподаватель – это рассказ, беседа, объяснение, показ приемов, способов действия. Студенты проводят наблюдения, выполняют упражнения, решают практические задачи на основе имеющихся данных и пр. 

Самостоятельная работа студентов включает инвариантную и вариативную части. В качестве инвариантой (постоянной) выступает обязательная проработка содержания лекционного курса и изучение рекомендованной литературы. Вариативная часть подразумевает выполнение во внеаудиторное время тех видов заданий, которые предусмотрены по конкретным темам.

Самостоятельная работа преследует цели углубления, расширения знаний, получаемых на занятиях в аудитории, мотивации регулярной работы по освоению специальности, формирования навыков умственного труда, овладение технологий самообразования и пр. Самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя. Во время консультации студенты могут получить ответ на любой интересующий их вопрос, на который они не услышали ответа на занятии или не поняли его.

Для подготовки к занятиям используется рекомендованная преподавателем литература, которая имеется в научной библиотеке ЗАБГУ, электронных ресурсах «Мега-Про», «Юрайт», в электронной периодике и пр. Студент может использовать любую литературу в печатном или электронном вариантах.

Программа содержит фонд оценочных средств (ФОС) для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине. Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы обучаемых. Промежуточная аттестация предназначена для определения уровня освоения всего объема учебной дисциплины. В ФОС представлены все формы текущего и промежуточного контроля, критерии и шкалы оценивания для каждой формы. Со всеми формами текущей и промежуточной аттестации по дисциплине, с требованиями к оценке ответов, студента знакомят в начале изучения дисциплины.

За каждое выполненное задание при текущей аттестации студент получает зачетные единицы (баллы). Сроки выполнения заданий устанавливаются преподавателем. Основные требования к выполнению заданий: аккуратность, точность, достоверность. Студент по своему желанию может выбирать виды работ, в том числе самостоятельных, с тем, чтобы набрать достаточное количество баллов для получения зачета.

Предлагаемые для самостоятельной работы задания сопровождаются методическими рекомендациями и списком литературы, разъяснением хода работ. Все задания к самостоятельной работе (вопросы, тексты, таблицы) необходимо оформлять в электронном виде, с тем, чтобы затем они остались в личном пользовании студента для подготовки к зачету.

Оценка результативности прохождения учебного курса студентом предполагает дифференцированный подход, в зависимости от активности его работы при изучении дисциплины. Порядок сдачи зачета по дисциплине доводится до сведения студентов в самом начале изучения дисциплины.

Если оценка уровня сформированности компетенций обучающегося не соответствует критериям получения зачета, то обучающийся сдает зачет. Зачет проводится в форме собеседования по перечню теоретических вопросов и решения типовых контрольных заданий.

 

 

Разработчик: ст. преп. кафедры СП и КП, Е.А. Лушина

 

Рассмотрена на заседании кафедры (протокол от «30» августа 2017 г. № 1)

Аннотация к рабочей программе

«История специальной психологии и коррекционной педагогики»

1. Цель дисциплины: исследование предельных оснований специальной психологии и коррекционной педагогики, расширение кругозора и формирование творческого отношение к проблемам современной специальной психологии и коррекционной педагогики, обоснование и критический разбор коррекционно-образовательных моделей и идей, определение приоритетов и перспектив развития системы образования детей с ограниченными возможностями.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:ОК-3, ОПК-1.

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа

4. Содержание дисциплины

1. Основные понятия, термины коррекционной педагогики и специальной психологии Параллельная терминология («дефектология», «педология», специальная психология, коррекционная педагогика и т.д). Роль педологии в формировании системного видения ребенка. Вклад Л.С. Выготского и врачей-психиатров И.В. Маляревского, А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо в развитие науки. Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» 1936 г., его влияние на развитие науки. Защита научного направления И. И. Данюшевским, А. И. Дьячковым, Т. А. Власовой. Закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной психологии и коррекционной педагогики. Термины, нецелесообразные в условиях современной гуманистической парадигмы специальной психологии и коррекционной педагогики. Систематика и статистика специальной психологии и коррекционной педагогики.Основание педагогической классификации ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии. Статистика нарушений развития (международные общественные организации ЮНЕСКО, ВОЗ; статистический учет отдельных стран). Распространенность отдельных нарушений развития. Учет нарушений в развитии в сфере образования (специальное дошкольное воспитание, школьное обучение, обучение на дому в РФ. Половозрастная структура нарушений развития. Современная структурная организация специальной педагогики, основные пути ее развития.
2. Общие вопросы истории специальной психологии и коррекционной педагогики. Предмет, задачи и методологические основы. История развития специальной педагогики в древности и до настоящего времени (периодизация эволюции отношения общества к лицам с ОВЗ по Н.Н. Малофееву). Первый период эволюции:от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Второй период эволюции: от сознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции. Специальное образование в Европе: исторический экскурс. Анализ двух взаимосвязанных процессов: эволюции отношения общества и государства к детям с ограниченными возможностями и формирования национальных систем специального образования в разных странах Европы от глубокой Античности до наших дней: (отношение к инвалидам в дохристианском мире; развитие христианского милосердия на европейском континенте; деятельная благотворительность; попытки индивидуального обучения слепых). Первые специальные учебные заведения; картина специального образования в Европе; развитие и дифференциация систем специального образования. Открытое общество – открытая образовательная система. Билингвистическая система обучения глухих как реализация права меньшинства на собственный язык и культуру. Специальное образование в России: эволюция развития отношения наших соотечественников к детям с физическими и умственными недостатками и тесно связанная с ней история возникновения и развития практики специального образования в России с X в. до 1917 г. Общие закономерности и национальные особенности в организации призрения и обучения нуждающихся в этом детей. Деятельность известных ученых, внесших большой вклад в образование особых детей: Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Иоганн Генрих Песталоцци. Жан Итар. Д.Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин, С.С.Корсаков, Б.В. Сербский, А.Н. Бернштейн, Г.И. Россолимо, Я.Н. Трошин. А. Бине, Т. Симон. 1.2.4. Деятельность русских ученых 19-20 вв. Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Г.Я.Трошин, А.Н. Грабов, А.Ф. Лазурский. Л.С. Выготский. 1926 год. 12.4. Деятельность отечественных ученых в 60-70 гг.: Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, А.Д. Власова, А.Д. Гонеев.
Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности История становления организации и методов отбора в дошкольные и школьные коррекционно-образовательные учреждения. Отечественный и зарубежный опыт комплектования коррекционных образовательных учреждений. Современная теория и практика выявления детей с проблемами в развитии и комплектования коррекционных образовательных учреждений в России. Нормативно-правовые основы комплектования коррекционных образовательных учреждений.  

 

5. Форма промежуточной аттестации: зачет

 

 

Составитель: ст. преп. кафедры СП и КП, Е.А. Лушина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: