Августа (пятница) 1922 г

Всю ночь пересаживались на другой поезд в Топках и только там позавтракали. Выехали около 10 часов. Сейчас мы примерно в 15 милях от Кемерово. Нетер­пеливо высматриваем признаки Кемерово. Но поезд останавливался так часто, что мы добрались до пункта назначения только к полудню. Альфред, Гарольд и Анна спрыгнули с поезда и оказались в объятиях родителей раньше, чем он остановился. Джек, Бен, Фрэнк и я - все расцеловались с миссис Пирсон и бы­ли так счастливы, что все снова оказались вместе. Со станции город почти не виден, но Анна повела меня вниз по путям и показала мне их дом вдалеке за ре­кой на горке. Кажется, путешествие четы Пирсонов было менее приятно, чем наше, т.к. им пришлось ехать от Новониколаевска до Кемерово в товарном вагоне только со своими шерстяными одеялами. Маленькая девочка, племянни­ца миссис Хилтунен, которая приехала с первой группой, умерла от холеры. Холера или, как её здесь называют, дизентерия свирепствует в Кемерово и вы­зывается не кипячёной водой и молоком и чёрным хлебом - всё, что у них есть. Мы узнали, что Фрэнку и мне придётся делить с Пирсонами две комнаты, кото­рые были у них в доме на горке. Русские всё ещё занимают остальную часть дома, но со временем освободят её. Бен вынужден пойти вместе с другими хо­лостяками в бараки, в которых раньше жили грудармейцы. Рутгерс - высо­кий мужчина с рыжеватой бородкой, благородный и деловой. Билл Хейвуд шокировал меня своей внешностью: крупный неряшливый мужчина с чудовищным животом, без глаза, одет в серую русскую рубаху. Мы забрали из поезда личные вещи и матрацы и положили их на старую телегу, которой пра­вил русский мальчик. Анна, миссис Пирсон. Рутгерс, его секретарша и я забра­лись на телегу. Анна весело отстукивала ухабы. Мы спустились к реке, и наша телега въехала на старый паром, приводимый в движение лошадьми. Скоро мы были на другой стороне реки, лошади, двигаясь по кругу, приводили в движе­ние гребной винт в воде и заставляли паром, предназначенный для перевозки грузов, двигаться. Нам пришлось посмеяться над своим нелепым видом - си­дящие на причудливой старой плоской телеге миссис Пирсон, держащая гон­чарные изделия, которые она только что купила, я с чашкой яиц и Анна с кув­шином. Когда мы высадились с парома на другой берег, то вблизи увидели симпатичные холмы и живописные бревенчатые домики с яркими пятнами цве­тов в окнах. К моему удивлению, день был жарким, солнце пекло. Прилагая усилия, поднимались по вьющимся тропинкам, и чем ближе мы подходили к своему дому, тем больше восхищались. Дом каменный, необычно устроенный, 8 комнат напомнили мне большой отель в Петрограде. Затем мы пошли в сто­ловую - бревенчатый дом, примыкающий к маленькому белому глиняному до­мику. Мы опоздали на ужин, но нас усадили за длинный, покрытый клеёнкой стол, и подавальщицы поспешили принести большую чашку маисовой каши с молоком, тарелки чёрного хлеба с маслом, чай в медных кружках, абрикосы и жареные яйца. Я получила истинное удовольствие! Затем мы спустились по ле­систому оврагу к роднику и напились холодной родниковой воды. С нашей горки город на той стороне реки выглядит красиво. Мы понаблюдали закат, по­стелили постели, сделали записи и легли спать.

· Альфред и Гарольд - сыновья Альфреда Пирсона.

· Дом на Красной Горке, известный как «Дом Рутгерса» или «Каменный дом».

· Ссбальд Рутгерс - руководитель колонии, голландский инженер, коммунист

· Билл Хейвуд - деятель рабочего движения США, один из создателей и лидер профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира» и организаторов АИК.

Сентября (воскресенье) и 3 сентября 1922 г.

После скудного завтрака из овсяных лепёшек и «помоев», не достойных долгих едких замечаний, я закончила наши три объёмных письма к Мелли Кальверт, маме и остальным. Говорят, группа «непригодных и неудовлетворён­ных» действительно отъезжает завтра вечером. Мы чувствовали себя подавлен­но весь день из-за холода, но вечером, когда мы пошли на ужин, ветер утих. После ужина немного поговорили с Шипманом, Ауэрбахом и Дже­ком. Уайт шёл домой с нами. Затем зашли мисс Шехтер, под­руга Хилтенен и миссис Д. Я показала им все фотографии Джимми. После того, как леди и их свита удалились, мы попили чай с сыром и чёрным, слегка поджаренным хлебом, и мёдом. Бен пришёл домой поздно. Всем нам было грустно из-за того, что наш Бен едет завтра в Новониколаевск примерно на неделю.

Сентября(понедельник) 1922 г.

Русская домоуправительница и другие многочисленные местные обитатели (за исключением тараканов, клопов и блох) вышли на тропу войны этим утром. Вода распределяется, и создалось впечатление, что «американцы» тратят её слишком много, поэтому они заколотили гвоздями туалет и отказались давать нам горячую воду. Рутгерс был разгневан. Сегодня утром начала печатать отчёт Пирсона о Кемеровском руднике. Звучит многообещающе. Вечером, когда шли ужинать, узнали, что Бен в конечном итоге никуда не едет, - так что утрите слёзы! Однако пришлось распрощаться с мисс Хилтунен. Сегодня доставили наш обычный багаж. Мистер Пирсон помог кучеру снять один ящик с книгами и научил его говорить по-английски «проклятье». Ученик оказался способным. Фрэнк сегодня переписывал школьников. Вечером Беи выменял на сигару у живущего по соседству немца-садовника сахарную покрытую росой дыню, и её разделили на 8 человек. Как она была вкусна! Сегодня бедные русские женщи­ны пришли убирать большую комнату для одиноких мужчин из техперсонала. Маленький немец, который был с ними, говорит, что построенный пленными дом всегда был красивым, а теперь живущие здесь русские плохо обращаются с ним. Группа «проявивших малодушие» отбыла сегодня вечером.