Задонщина. Ее политические тенденции. Соотношение Задонщины и Слова о полку Игореве. Сходство и различие памятников. Художественные достоинства Задонщины и ее связь с УНТ

Вскоре после Куликовской битвы было написано поэтическое произведение куликовского цикла – «Задонщина». Была найдена в 1852 году. Под таким названием это произведение встречается в самом раннем из дошедших до исследователей списков Кирилло-Белозерского монастыря (70-ые годы XV века.Задонщина дошла в 5 списках 15-17 в.), где оно озаглавлено: «Писание Софония старца рязанца, благослови отче. Задощина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его Володимера Андреевича». Памятник этот имеет и другое название: «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче. Писание Софония старца рязанца». Только из заглавия и известно имя автора – Софонийрязанец, но более достоверных, подробных сведений о нем не имеется.Уже первые исследования «Задонщины» указывают на близость его со «Словом о полку Игореве». Существование «Задонщины», литературного памятника конца XIV века, в котором мы встречаем не только отдельные слова или фразы, восходящие к «Слову», но и целые отрывки из него, с полной очевидностью свидетельствует о подлинности «Слова о полку Игореве». Но вместе с тем, эта близость двух памятников, служила причиной того, что многие исследователи считали ее лишь рабским подражанием «Слову о полку Игореве» и не видели в ней художественной ценности оригинального произведения. Существует также точка зрения, что «Слово о полку Игореве» написано под влиянием «Задонщины». Учебник стр 234-239

Необходимо отметить полную идейную самостоятельность «Задонщины». Автор шел в своем произведении прежде всего от события, которому этот памятник посвящен, от его высокой оценки, от понимания его исторической роли в жизни страны. Основной идейный смысл, пафос «Задонщины» - в прославлении Москвы и московского князя, в утверждении, что объединение всех русских князей вокруг московского князя привело к поражению татар. Обращение к «Слову», как к образцу для своего произведения не случайно и не является показателем литературного бессилия, беспомощности. Это обращение к памятнику конца XII века обусловлено исторической эпохой и внутренней близостью этих двух памятников. Время после Куликовской битвы в русской культуре и идеологии характеризуется повышенным интересом к прошлому, к истории Русской земли. В связи с победой на Мамаевом побоище для Софония неизбежно вставал вопрос о татарах в историческом плане, потребность рассмотреть их значение в прошлом, понять причины русских поражений. Автор сумел уловить основной идейный смысл «Слова» – призыв русских князей к единению перед лицом врага. Зная историю своей родины, он видел, что событие, рассказанное в «Слове», было одним из тех, которые привели Русь к поражению на Калке, а далее- к татарскому игу. Взяв «Слово» за образец, автор как бы сопоставлял события XII и XIV веков. Читатель, знавший «Слово», при чтении «Задонщины» невольно должен был сопоставить их. Ясна была их основная идея – если в стране будет междоусобица, то страну ожидает чье-то иго, а вот если все объединятся под знаменем одного князя – то тогда, как это и произошло после объединения вокруг московского князя, враг будет побежден. В этой идейной связи и кроется причина, побудившая Софония обратиться к «Слову о полку Игореве». Автор «Задонщины» не просто берет образы из «Слова», а перерабатывает их. Если перед походом Игоря солнце «тьмою путь закрывает», то перед походом Дмитрия Донского солнце «ясно сияет и указывает ему дорогу». В «Задонщине», как и в «Слове», широко использованы образы и сравнения из окружающей природы. Поэтический план «Задонщины» состоит из двух основных частей: «жалости» и «похвалы». Этим двум частям предшествует небольшое вступление, которое ставит своей целью не только настроить слушателя на высокий торжественный лад, но и определить основное тематическое содержание произведения: дать «похвалу» Дмитрию Ивановичу и его брату Владимиру Андреевичу, возвести печаль на восточную страну. Автор подчеркивает генеалогическую связь московского князя с великим князем киевским – Владимиром, как бы устанавливает тем самым родственную преемственность Москвы и Киева. Стиль повествования радостный, мажорный, автор проникнут сознанием конца периода «тучи» и «печали». В «Задонщине», по сравнению со «Словом», значительно усилен христианский элемент, вовсе отсутствуют языческие мифологические образы. В уста героев вкладываются благочестивые размышления, молитвенные обращения, вводятся элементы религиозной фантастики (Борис и Глеб молитву творят «за сродники своя»), русские войска сражаются за «святые церкви, за православную веру». В «Задонщине» подчеркнута политическая роль Москвы и московского князя в борьбе с татарами. И в этом отношении «Задонщина» явилась произведением, пропагандирующим идею сплочения, объединения русских земель вокруг Москвы.

Достоинства ВЗадонщине имеются яркие художественные образы, связь с УНТ:

Употребление отрицательного параллелизма- «не стук стучит, не гром гремит» как в былинах.

Как в былинном эпосе гуси и лебеди- символ вражеских сил-гусь Мамай. Нупадение русских уподобляется нападению соколов, кречетов,ястребов на гусиные и лебединые стаи. В образе былинных богатырей в ЗадонщинеПересвет и Ослябя

 

Исторические предпосылки возникновении политической теории «Москва-третий Рим» и ее отражение в памятниках письменности второй половины 15 в. «Повесть о взятии Царьграда» 1453 Нестора Искандера. Основные идеи повести и художественные средства их выражения.

В 1453 произошло завоевание турками Константинополя. Русь,наблюдая упадок Византии,теряла уважение к ней как к политическому и религиозному авторитету. В конце XV – в начале XVI века слагаются теории московского единодержавия. Самой популярной из них была теория, известная в формуле: «Москва – третий Рим». Филофей, игумен псковского Елеазарова монастыря, в послании к ВасилиюIII в нач 16 века говорил: Первым царством был Рим, вторым – Византия (Царьград), третьим является Москва. Два из этих царств уже погибли. Первый Рим пал из-за своего нечестия, Византию Бог предал туркам за союз с католичеством – «латинянством». В мире осталось только одно православное царство – Московское, один христианский царь – московский государь. А четвертому Риму уже не бывать. Эта патриотическая теория, заключавшая в религиозной оболочке гордость за свою родину, веру в ее всемирно-историческое призвание и убеждение в ее равенстве с другими странами, отразилась во многих памятниках литературы XV – XVI вв.

Патриотические теории XV – XVI вв. оформлялись в условиях возобновления связей Руси с южнославянскими странами. После ослабления татарского ига, прервавшего культурно-литературные связи между русским народом и его славянскими братьями, связи эти возобновляются. Учащаются паломничества русских людей в Царьград и на «святую гору» Афон, старинный центр греческой и славянской церковно-христианской книжности, продолжаясь до захвата Константинополя турками (1453г.) С другой стороны, на Руси появляется ряд церковных деятелей из числа южнославянских выходцев. Возобновление этих связей приводило к тому, что на Русь разными путями стала вновь проникать сербо-болгарская письменность. В ее содержании и форме имелись своеобразаные черты. Характерной особенностью стиля ряда литературных памятников этой поры является культивирование торжественной патетики, украшенной речи, избыточного панегиризма, часто переходивших в риторическое словоизвитие, объективно направленных, однако, к тому, чтобы повысить эмоциональную силу воздействия слова на читателя. Следует отметить, что вся эта стилистическая цветистость, перенесенная из южнославянских источников, была скорее во вред русской литературе, чем на пользу, поскольку часто самодовлеющие словесные ухищрения заслоняли собой и затрудняли непосредственное восприятие содержательной стороны произведения.

Многие произведения русской литературы XV – XVI вв. характеризуются изысканным, торжественным стилем, который под пером одного из русских его сторонников, Епифания Премудрого (умер в 1420 году), получил случайное, но удачное определение: «плетение словес». Стиль этот характеризуется обилием эпитетов, риторических вопросов, восклицаний, лирических отступлений, метафор, сравнений.

В середине XVI века возникает ряд больших историко-культурных памятников сводного, компилятивного характера. К числу таких обобщающих произведений эпохи Ивана Грозного относятся: летописные своды, свод житийной литературы («Великие Четьи-Минеи»), свод жизнеописаний князей («Степенная книга»), «Стоглав», устанавливающий государственные нормы общественной жизни, и «Домострой», утверждавший нормы жизни семейной. Общая цель каждого из этих сборников – подвести итоги прошлого развития на основе теории «Москва – третий Рим», Москва- наследница политич и религиозной культуры Византии.

Повесть Искандера представляет собой описание всех военных перипетий, сопровождавших завоевание турками Константинополя. Нестор-Искандер по происхождению русский,православный, с малых лет отучившийся в Турции и обращенный в магометянство- участвовал в осаде Константинополя.тайно сочувствую грекам как христианам. Он вел дневниковые записи об осаде города, дополнил сведениями от защитников Константинополя, о том,что происходило в городе во времяя осады. Впоследствии книжниками было дополнено сведения о создании Царьграда, молитвы и знамения, «пророческие предсказания» о будущем Царьграда, этот же книжник обработал в духе русских воинских повестей. Повесть без указания авторства вошла в Хронограф, в летописные своды 16 в и сохранилась в рукописных сборниках и списках 16-18в.

В повести имеется пророчество Льва Премудрого о «русом» народе, которому суждено освободить царьград от власти неверных. Возникло толкование,что освободителем Царьграда будет русский народ.

1 ч. Рассказ об основании в 4 в. Царьграда императором Константином Флавием. Во время постройки города царь видит знамение: орел подхватывает змея в воздух, змей душит орла и падают на землю,люди убиваю змею на земле. Царь просит мудрецов растолковать: это место начеретсяседтмохолмым. Прославится выше других городов,но в конце будет покорен неверными. Орел-знамение христианства, змей-басурманства. Что люди убьют змея- христиане возьмут Царьград и воцарятся в нем.

2 ч. Пророчество сбывается: Магмет идет на Константина. Колво турок превышает осажденных греков. Турки отошли в свой стан и стали собирать мертвых,а осажденные креки заснули, как мертвые, оставив стражей по стенам. Мужество Константина-несмотря на уговоры вельмож отказываеся покинуть город и лично наносит туркам большой урон.

3 ч. Знамение видит царь,вошедший в храм святой Софии, из храма вырвался огонь,окружилкупол,поднялся в небо и там скрылся. Это было свидетельством, тчо божья благодать покинула город и их дни сочтены, но и это не заставило Константина покинуть город. Наконец,турки завоевывают городом. Константин выходит навстречу победителям, отрубают ему голову и приносят Магмету, кот выражает сочувствие и уважение к его храбрости. Магмет,въезжая в город держит речь перед народом и клиром,преклоняется пред мужеством и бесстрашием. Магмет воцарился в Византии, и если все предсказания сбылись,то сбудется и предсказание,что русский род победит магометан и возьмет в руки Царьград.

Публицистический смысл повести нестора-инскандера – падение Константинооля должно окрылить московскую мысль и укрепить представление о том, что погибшие религиозные ценности византии должны возродиться уже на русской почве. В дальнейшем повесть отразилась в русских историч произведениях 16-17 в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: