Повесть о Петре и Февронии». Антибоярская направленность повести. Житийные элементы в произведении и его связь с устным народным творчеством

(Муромско-Рязанская литература конца XV – начала XVI, автор-Ермолай по заказу митрополита Макария)

Автор говорит о прошлом своего Муромского княжества. Но его рассказ своим внутренним смыслом обращен не к прошлому, а к настоящему. Автор обобщает общественные явления прошлого, периода феодальной раздробленности Руси и явления настоящего. Повесть имеет анфиладную стр-ру.

Содержание резко расходится с традиционными нормами житийного канона. Отсутствует рассказ о религиозных подвигах святых, Стиль чужд риторическойукрашенности и абстрактного многословия, характерных для житий. Язык-простой,близкий к разговорному. Вместо религиозных подвигов святых здесь рассказывается история любви крестьянской девушки из Рязанской земли и муромского князя. Причем именно в этой земной любви автор видел высшую ценность жизни, способную преодолеть все социальные преграды и церковные условности.

1 часть объясняет мотивы болезни Петра. К жене князя летает змей на блуд. Мотив змееборчества «от Петрова плеча, от Агрикова меча», известный в русском героическом эпосе. Отличие- тема решается в психологическом ключе- Петр должен убить змея,принявшего облик брата Павла (превращения, крошки в ладан, мотивы загадок). От крови змея Петр покрывается струпнями.

2 часть- сказка о мудрой деве. Врачевание князя кладет начало романтическому содержанию «Повести», ее любовной интриге.  Образ Февронии – это поэтический образ крестьянской девушки, простотой и непосредственностью, сказочной «мудростью» побеждающей бояр. Это образ любящей и преданной жены, умно, внешне незаметно, но постоянно благотворно влияющей на управление княжеством.

3 часть, Интересен сказочный эпизод изгнания «мудрой девы» из дома ее знатного мужа. В сказке «мудрую деву» всегда изгоняет ее муж, убедившись в том, что она своим умственным превосходством лишает его авторитета среди окружающих. Здесь конфликт между князем и боярством- боярские жены не могут примериться с тем, что должны поклоняться простолюдинке, которая про привычке после обеда собирает крошки в ладонь, зная цену хлеба. Героиня вынуждена оставить княжеский дом вследствие мятежа бояр. Сперва бояре хотят изгнать только Февронию, но вынуждены согласиться отпустить с нею и Петра. Тут уже причины изгнания принимают другой характер – политический. (имели мысль поставить себе другого самодержца, а каждый думал, что станет сам самодержцем) Явно, что автор – сторонник князя, противник бояр. После того как «многие вельможи в городе погибают от меча», П и Ф возвращаются на княжение.Антибоярская направленность сближает с памятниками русской публицистики 16 века, и сказывается в том,что бояре в конце концов подчиняются власти князя. Автор на легендарно-историческом материале сумел поставить политические и социальныые вопросы, волновавшие передовых людей конца XV века.

4 часть ближе всего к житийному какону: герои состарились и постриглись в монахи под именами Давид и Ефросинья, обещав друг другу умереть в один день. Февронии нужно выбрать между обетом Богу, вышивает пелену для святой чаши-воздух, и обещанием,данным мужу. Воткнув иголку в холст,умирает вместе с мужем. В финале- посмертное чудо. Бог вопреки всем церковным канонам освящает супружескую любовь и верность,соединяя тела святых в едином гробе. Заканчивается повесть традиционной молитвой к Петру и Февронии.

Иван Пересветов как выдающийся публицист 16 в. Его сказание о «царе Константине и Магмет-Салтане».программа общественных преобразований, необходимых для укрепления централизованной власти. Художественные достоинства Сказания.

Стр 348


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: