СемейноеинаследственноеправоДревнихАфин

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбра­чие не влекло наказаний.Брак и семья в Афинах регулировались, в основном, обычаями. Так же как и на Древнем Востоке, женщина в Афинах занимала подчиненное поло­жение. Афиняне воспринимали своих жен как «вещь для работы по хозяйст­ву». Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собст­венных детей, ограничения в имущественной сфере - все это может объяс­няться тем, что труд женщины имел для экономики Афин весьма небольшое значение (производителями материальных благ являлись, в основном, рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Брак представлял собой договор, заключаемый женихом и главой се­мьи невесты. Вместе с женой муж получал в приданое определенное имуще­ство, тратить которое он не имел права. Существовало 2 формы брака: обыч­ная, то есть указанный договор, и «перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы). Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Однако, застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Развод для мужа был свободен, для женщин, занимающих подчинен­ное положение в семье - сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода, если они были вескими и достовер­ными, архонт разрешал развод. При этом муж возвращал жене приданое. Дети в семье подчинялись отцу, но родительская власть, первоначально очень широкая, со временем ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников насле­довали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.Завещание считалось действительным, если завещатель при его со­ставлении находился в здравом уме и не подвергался физическому или пси­хическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было закон­ных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщи­ны, приемный сын, однако их имущество переходило к их наследникам по закону.

Уголовное право Древних Афин

Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: против государства, против семьи, против личности, против собственности.Различались умышленные и неосторожные убийства и другие престу­пления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Убийство посла также было религиозным преступлением. Винов­ные карались смертью или изгнанием. К политическим преступлениям отно­сились также обман народа, за это на преступника возлагалась атимия.

Преступления против семьи: плохое обращение детей с родителями, опекуна с сиротами, супружеская измена (муж имел право убить сообщника на месте), похищение девушки. В преступления против личности включались как телесные посягательства, так и посягательство на честь и достоинство любого гражданина, клевета, оскорбление, побои.

Основным видом преступлений против собственности являлась кража, которая различалась в зависимости от обстоятельств и стоимости украденно­го. Ночного вора можно было убить на месте.

Итак, Афинскому уголовному праву известны следующие виды нака­заний: смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или выбрать вид казни), продажа в рабство (для метеков), штраф, конфиска­ция, заключение в тюрьму, атимия (бесчестье) - лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества, телесные наказа­ния (для рабов и метеков), остракизм.

Специфика выбора и применения наказаний. Основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древ­него Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания). Смертная казнь гражданам могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа). Приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд цикуты, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение. Телесные и членовредительские наказания, публич­ные казни граждан вообще не практиковались. Широко применялась атимия (бесчестье) - лишение политических прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: