Источники древнееврейского права

История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета, в оригинале именуемого «ТаНаХ»1. Можно считать установленным фактом, что древнейшие тексты ТаНаХа (ТаНаХ - аббревиатура. Данный термин состоит из трех частей: «Тора» - «Учение, Закон», «Невиим» - «Пророки», «Ктувим» - «Писания»)  относятся к XIII-XIIв.в. до н.э., а самые поздние - ко II веку до н.э.

Согласно мнению еврейских правоведов, силой закона обладают только первые пять книг ТаНаХа - Письменная Тора (Пятикнижие Моисее­во): Бытие (Берейшит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В Пятикнижии, в свою очередь, ученые находят сочетание нескольких сводов законов: Десять заповедей (Декалог) (которые повторяются дважды), Книга Договора (заключенного между Всевышним и народом), Кодекс Святости (включая правила ритуала и быта), Второзаконие (один из наиболее поздних кодексов; свиток с текстом Второзакония был найден при раскопках примерно в 622 г. до н.э.).Эти кодексы религиозных, этических, граж­данских и уголовных предписаний охватывают все сферы жизни человека: диетологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение ар­мии и земельное законодательство, отношения между народом и политиче­скими вождями и т.д.

Однако исторической и принципиальной основой всего еврейского права считаются так называемые 10 заповедей (ДЕКАЛОГ), которые являются «выжимкой» из 613 заповедей, содержащихся в Торе. Заповеди можно ус­ловно разделить на 3 группы предписаний: 1) главные требования древнеев­рейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идо­лопоклонство; 2) постановления религиозно-бытового характера, требования к образу жизни: соблюдение выходного, субботнего дня, почитание родителей и т.д.; 3) общие запреты, нарушение которых преступно не только с эти­ческой, но и с религиозной точки зрения: запрет убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства против ближнего, запрет посягательства на жену и имуще­ство ближнего.

Используемое в историко-правовой науке понятие «ТОРА» включает не только Тору Письменную, но и Устную Тору. Устная Тора содержит толкования, помогающие понять суть заповедей Письменного Учения. В течение длительного времени она существовала исключительно в устной форме. Лишь в относительно более поздние времена она было записана и, в конечном итоге, была оформлена в Талмудах: Иерусалимском (399г.) и Вавилонском (499г.).

К началу I века н.э. у евреев возникают различные юридические школы и доктрины. Среди наиболее известных, упоминают противостояние школ Шаммая и Гиллеля. Направление, связанное с именем раввина Шаммая, отстаивало позиции «старого права», точного следования букве старых законов, тогда как последователи раввина Гиллеля, председателя Сангедрина в I в. н.э., ставили на первое место идею правовой справедливости.

Во II веке предпринимается первая попытка ко­дификации Устной Торы, опираясь на предшествующие «устные кодифика­ции». Сборник получил название «мишна». В силу того, что это был первый опыт систематизации Устного Учения, со временем, выявилось много про­белов, и возникла необходимость в их восполнении. В результате составляются особые сво­ды нововведений к праву под названием гемара («Восполнение»), посвя­щенные, главным образом, семейным и имущественным отношениям.

Позднее, из мишны и гемары возникают талмуды (Вавилонский и Иерусалимский, упомянутые выше). Наиболее авторитетным считался Вави­лонский Талмуд, изданный через 100 лет после Иерусалимского, что позво­лило включить в него более полный спектр норм, регулировавших возник­шие общественные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: