Нормативно-правовое обеспечение деятельности по обучению лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих)

Основным законом, обеспечивающим права инвалидов в области образования, а также в сфере информационной доступности, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ). В соответствии со статьей 14:

– русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушения слуха и (или) языка, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации;

– вводится система субтитрирования телевизионных программ, кино-и видеофильмов [1].

Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено следующее:

– устанавливается обязанность оператора связи по обеспечению инвалиду условий доступности к объектам связи и к информации об услугах;

– устанавливается обязательность информирования об услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода);

– определяется перечень обязательных услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно на объектах связи;

– вводится система вызова инвалидом экстренных оперативных служб с использованием СМС – сообщения [4].

В соответствии с вышеперечисленными законами, Министерство связи и массовых сообщений утвердило Приказ от 25 апреля 2014 года № 108 «Об утверждении методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий». Согласно приказу, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется при разработке и внедрении систем информирования и оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф учитывать необходимость доведения информации до различных категорий инвалидов и в связи с этим обеспечить скрытое субтитрирование и\или сурдоперевод телепрограмм обязательных общедоступных, региональных телеканалов во всех средах вещания. Также рекомендуется разрабатывать и внедрять технологические решения по автоматизированной адаптации информационных ресурсов. Способствовать внедрению систем текстового сопровождения аудиоинформации в различных организациях, представляющих услуги инвалидам по слуху [8].

В Постановлении Правительства РФ от 25 сентября 2007г. №608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» указано, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации может подать заявление о предоставлении услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида. Услуги предоставляется в количестве до 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде [6]. Согласно Закону № 181-ФЗ (ст. 14), перевод русского жестового языка (сурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка-сурдопереводчики [1].

Как указано в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 № 547н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности», специалистами с этой сфере деятельности являются:

– переводчик – дактилолог, который осуществляет прямой и обратный перевод устной речи (при проведении телефонных переговоров, радио - и телевизионных передач, производственных совещаний, собраний, бесед, учебных занятий) посредством жестового языка для работников с нарушением слуха в организации. Совместно с руководителем структурных подразделений организации участвует в осуществлении работы, связанной с повышением квалификации работников с нарушением слуха;

– переводчик русского жестового языка выполняет достоверный перевод (прямой и обратный) посредством русского жестового языка лицам с нарушением слуха и слышащим гражданам, обеспечивая взаимопонимание между ними. Сопровождает лиц с нарушением слуха в различные организации (органы социальной защиты, поликлиники и т. п.) согласно Закону, условия по предоставлению услуг инвалидам по слуху по переводу с использованием русского жестового языка создают органы государственной власти и местного самоуправления в подведомственных учреждениях. Уполномоченные органы оказывают помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники. Обеспечивается подготовка, переподготовка, повышение квалификации переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка [10].

Статья 19 Закона № 181-ФЗ гарантирует получение образования инвалидами, в том числе и с нарушением слуха как в общеобразовательном учреждении, так и на дому[1].

В связи с этим, в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включена статья «Организация получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (статья 79), предусматривающая разработку дифференцированных образовательных стандартов и адаптированных образовательных программ. Они реализуются как совместно с другими обучающимися, то есть в инклюзивном режиме, так и в отдельных группах, классах или организациях, а также на дому. При этом обязательные условия, которые необходимо обеспечивать обучающимся инвалидам, установлены дифференцировано: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра. Право выбора формы обучения для несовершеннолетнего инвалида закреплено за родителями (законными представителями) (статья 44).

Инвалидам при получении общего образования в соответствии оказывается индивидуализированная поддержка путем создания специальных условий, под которыми понимается использование:

– специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

– специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

– специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

– предоставление услуг ассистента (помощника), сурдопереводчика;

– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

– обеспечение доступа в здания образовательных учреждений[2].

В настоящее время осуществляется разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся из числа глухих (слабослышащих, позднооглохших) [16].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: