Б) «Достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения»

Форма обучения Сущность Достоинства Недостатки
Классно-урочная система      
Белланкастерская система      
Мангеймская система      
Дальтон-план      
План Трампа      

 

Задание. Составление схем исторически сложившихся форм организации обучения.

Содержание работы. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает для себя карточку с названием какой-либо исторически сложившейся формы организации обучения.

Задача – схематически изобразить выбранную исторически сложившуюся форму организации обучения, отобразив в схеме ее признаки, сущность и особенности организации учебного процесса.

Задание. Презентация исторически сложившихся форм организации обучения.

Содержание работы. Работа в группах.

Учащиеся продолжают работать в сложившихсямикрогруппах. Задача – за определенное время подготовить презентацию в любой творческой форме выбранной исторически сложившейся формы организации обучения.

В презентации должны быть отражены признаки, сущность, особенности организации учебного процесса, достоинства и недостатки выбранной историческисложившейся формы организации обучения.

 

Задание. Письменно провести соответствующий анализ подготовленного ими плана-конспекта урока

Предварительная подготовка. Учащиеся в методических журналах находят, конспектируют и приносят на занятие план-конспект любого урока по своему предмету.

Задание. Работа с текстом анализа урока

Содержание работы. Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст с одним из типов анализа урока: структурным, аспектным, кратким, дидактическим.

Текст 1. Структурный анализ урока.

1  Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2 Определить их последовательность и целесообразность.

3 Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4, Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока?

5, Взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6, Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся?

Текст 2. Аспектный анализ урока.

1.  Постановка и решение на уроке триединой задачи.

2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3.  Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучае­мого материала решению данной аспектной задачи.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи?

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания, развития.

6. Работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося?

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели?

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата?

Текст 3. Краткий анализ урока.

1. Постановка на уроке триединой задачи.

2. Какими методами она решалась?

3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации цели урока.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи?

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой?

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося?

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели?

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата?

Текст 4. Дидактический анализ урока.

1. Общие сведения об учителе и классе.

2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4. Оптимальный отбор содержания, обучение под поставленные цели.

5. Адекватность, т. е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность.

6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т. е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8. Посильность объема и сложности домашнего задания.

9. Степень реализации триединой задачи урока.

Задание. Обсуждение в группе.

Содержание работы. По истечении времени учащиеся в своих подгруппах обсуждают полученные результаты, уточняют и дополняют их.

Выбирается наиболее удачный вариант для выступления от микрогруппы перед всеми участниками занятия.

Задание. Оценка проведенных анализов уроков.

Содержание работы. Каждая микрогруппа выступает со своим анализом урока, остальные участники делают (дополняют) записи и виде тезисного плана, задают вопросы выступающей микрогруппе.

 

Задание. Заполнение таблицы.

Содержание работы. Проанализировав различные источники информации (см. список рекомендуемой литературы), заполните таблицу «Педагогические требования к современному уроку».

Дидактические требования Психологические требования Гигиенические требования Требования к технике проведения урока
1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. 2. … 3. … 1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения уч-ся. 2…. 3. …. 1. Своевременное и качественное проведение физкультминуток. 2…. 3…. 1. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся взвешенными. 2…. 3….

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: