С.А.Белов
ТЯГА ПОЕЗДОВ
Методические указания к проведению практических занятий
Челябинск
2018
Пояснительная записка
Тяговые расчеты являются прикладной частью теории тяги поездов, с помощью которых решаются многочисленные практические задачи, возникающие в процессе эксплуатации и проектировании железных дорог.
Методические указания имеют цель оказать помощь в выполнении практических работ.
В практических работах студент должен выполнить: построение тяговых характеристик электровоза и их ограничений, спрямление продольного профиля и плана пути, расчет и построение зависимостей fУ(V), решение тормозной задачи, построение кривых движения и тока, расчет нагревания тяговых двигателей, расчет расхода электрической энергии.
Примерная тематика практических работ
1. Расчет силы тяги по сцеплению при различных скоростях;
2. Спрямление продольного профиля и плана пути;
3. Определение расчетной массы состава;
4. Расчет и построение диаграммы ускоряющих и замедляющих сил;
|
|
5. Построение кривой скорости в разных режимах движения;
6. Построение кривой времени;
7. Построение кривых тока;
8. Решение тормозных задач;
9. Проверка расчетной массы состава по условию нагревания электрических машин локомотива;
10. Расчет расхода электроэнергии.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М.: Транспорт, 1985.-287с. (ПТР).
2. Осипов С.И. Осипов С.С. Основы тяги поездов: Учебник для техникумов Ж.Д. транспорта. – М.: Транспорт,2000.-591с.
Дополнительная
1. Кузьмич В.Д. Теория локомотивной тяги: учебник для студентов вузов ж.-д. транспорта /В.Д.Кузьмич, В.С.Руднев, С.Я.Френкель. – М: Маршрут, 2005.- 447с.
2. Осипов С.И. Теория электрической тяги: учебник для студентов вузов ж.-д. транспорта / С.И.Осипов, С.С.Осипов, В.П.Феоктистов. - М: Маршрут, 2006.- 436с.
3. Гребенюк П.Т. Тяговые расчеты: Справочник. –М.: Транспорт, 1987.-279 с.
Методические указания
К использованию литературных источников
Для выполнения практических работ обратиться к списку основной литературы, а для использования других методов тяговых расчетов и в случае необходимости всестороннего рассмотрения какого-либо вопроса обращаться к дополнительной литературе
Оформление практических работ
При оформлении практических работ необходимо соблюдать ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» и стандарт предприятия (ЧИПС УрГУПС), в том числе:
- Текстовые документы выполняют одним из следующих способов:
1) рукописным на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с рамкой и штампом, высота букв и цифр не менее 2,5 мм. Текст пишется с расстоянием между строчками 10мм. Весь текст должен быть написан пастой одного цвета и оттенка. Расстояние от рамки до текста в начале и конце строк- 5 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть 10 мм. От заголовка до текста 15мм, между заголовком и подзаголовком-10 мм. Абзацный отступ –15 мм.
|
|
2) с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с рамкой и штампом через полтора интервала. Шрифт текста – 14. Абзацный отступ – 12,5 мм. Порядковые номера в пределах всего текста документа обозначаются арабскими цифрами без точки и записываются с абзацного отступа.
- Размер шрифта заголовков – 16. Заголовки разделов и подразделов, содержания, печатают жирным шрифтом. Размер шрифта подразделов – 14. Заголовки разделов и подразделов разделяют между собой и отделяют от текста пояснительной записки двумя полуторными интервалами;
- Перечисления записывают с абзацного отступа и обозначают строчной буквой или арабской цифрой, или дефисом, например
а)
б)
1)
2)
в)
– Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа. В нумерацию включаются все страницы, содержащие какую-либо информацию (исходные данные, графики и т.д.). На титульном листе номер страницы не ставится. Таким образом, лист «Содержание» будет первым пронумерованным под номером 2.;
- Каждый документ должен иметь шифр который строится по следующему принципу:
1) шифр специальности 23.02.06;
2) шифр проекта (ЛР - лабораторная работа, ПР – практическая работа);
3) номер задания (номер по журналу);
4) шифр документа (ПЗ – пояснительная записка)
- Каждая таблица должна иметь заголовок (название), точно и кратко отражающее ее содержание, заголовок таблицы помещают над ней слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, в конце названия таблицы точку не ставят. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста 1, 2, 3…, допускается нумеровать таблицы в пределах раздела 3.1, 3.2. В этом случае номер таблицы состоит из номера работы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Пример оформления таблицы и ее продолжения приведен на рисунке 1 и 2.;
Таблица (номер) – Заголовок таблицы ……………………………………………
…………………………………………………………………..
| Заголовок графы | Заголовок графы | ||
Подзаголовок графы | Подзаголовок графы | Подзаголовок графы | Подзаголовок графы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 2 3 |
Рисунок 1 – Пример оформления таблицы
Продолжение таблицы (номер)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 5 6 |
Рисунок 2 – Пример оформления продолжения таблицы
- Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера работы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например, «Рисунок 1.1». Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати. Между рисунком и текстом сверху и снизу оставляем два полуторных интервала, при рукописном способе – 15 мм.;
- Формулы в тексте записываются отдельной строкой и имеют порядковый номер, который проставляется в скобках у правого края страницы. Формулы нумеруются сквозной нумерацией или в пределах раздела. В конце формул и в тексте перед ними необходимо расставлять знаки препинания таким образом, чтобы формула не нарушала грамматической структуры фразы. Все символы формул необходимо расшифровывать. Если одни и те же символы встречаются в нескольких формулах, то разъяснения к ним даются только один (первый) раз. Формулы от текста интервалом не разделяются.
|
|
На титульном листе работы необходимо указать название дисциплины, группу, фамилию и инициалы студента и др.
Практические работы обязательно подписываются студентом с указанием даты.
Пример оформления практических работ приведен в Приложении В.
Практические работы, выполненные студентом не по своему заданию и без соблюдения выше изложенных положений, к защите не допускаются.
Исходные данные
1. Индивидуальные данные
1.1.Электровоз: ВЛ22м, ВЛ8,ВЛ10, ВЛ11(две секции), ВЛ11(три секции), ВЛ15(две секции), ВЛ15(три секции), ВЛ60к, ВЛ80с, ВЛ80т, ВЛ80к, ВЛ80р, ВЛ85
1.2.Диаметр колесной пары и передаточное отношение, отличные от реальных задается преподавателем
1.3.Тип вагонов и их доля (по массе)
Состав сформирован из грузовых четырехосных и восьмиосных вагонов на роликовых подшипниках.
Таблица 1-Варианты формирования состава
Четырехосные выгоны | Восьмиосные вагоны | ||
в % | в долях | в % | в долях |
100 | 1 | - | - |
70 | 0,7 | 30 | 0,3 |
60 | 0,6 | 40 | 0,4 |
50 | 0,5 | 50 | 0,5 |
40 | 0,4 | 60 | 0,6 |
30 | 0,3 | 70 | 0,7 |
- | - | 100 | 1 |
1.4.Масса в тоннах, приходящаяся на ось колесной пары
Загрузка состава полная (или задаются другие значения).
1.5..Направление движения четное (не четное)
2. Общие данные
2.1.Участок А-В
Данные о продольном профиле и плане пути приведены в таблице 2.
Таблица 2-Продольный профиль (четное направление)
Номер элемента | Длина элемента, м | Кривая | Уклон в тысячных | |||
Радиус, м | Длина, м | I | II | III | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А1 | 800 | - | - | 0,5 | 0,0 | -0,5 |
2 | 200 | - | - | -1,0 | -1,5 | -2,0 |
3 | 1300 | 1600 | 100 | -3,0 | -3,5 | -4,0 |
4 | 600 | 800 | 400 | -5,0 | -5,5 | -6,0 |
5 | 1600 | - | - | 2,0 | 1,5 | 1,0 |
6 | 3000 | - | - | -10,0 | -10,5 | -11,0 |
7 | 1000 | 1000 | 250 | -4,0 | -4,5 | -5,0 |
8 | 1000 | - | - | -8,0 | -8,5 | -9,0 |
9 | 400 | - | - | 0,0 | -0,5 | -1,0 |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | 500 | - | - | 6,0 | 5,5 | 5,0 |
Б11 | 2000 | - | - | -1,0 | -1,5 | -2,0 |
12 | 1000 | - | - | -0,5 | -1,0 | -1,5 |
13 | 3500 | 2000 | 500 | 12,0 | 11,5 | 11,0 |
14 | 400 | - | - | 0,0 | -0,5 | -1,0 |
15 | 1500 | - | - | -8,0 | -8,5 | -9,0 |
16 | 1500 | - | - | -6,0 | -6,5 | -7,0 |
17 | 300 | - | - | -1,0 | -1,5 | -2,0 |
18 | 500 | - | - | 7,0 | 6,5 | 6,0 |
19 | 600 | 1400 | 600 | 10,0 | 9,5 | 9,0 |
20 | 1700 | 1200 | 300 | 5,0 | 4,5 | 4,0 |
В21 | 1300 | - | - | 0,0 | -0,5 | -1,0 |
Знак «-» в столбцах уклонов указывает на спуск.
|
|
2.2.Допустимая скорость движения:
· По перегонам-80 км/ч,
· По станциям-60 км/ч
2.3.Места с ограниченной скоростью движения - нет
2.4.Длина станционных путей -1500 м
2.5.Расположение осей станций:
· Ось станции А расположена в начале элемента №1,
· Ось станции Б расположена в середине элемента №11,
· Ось станции В расположена в конце элемента №21
2.6.Допустимый тормозной путь –1200 м
2.7.Расчетный тормозной коэффициент –0,33
2.8.Максимальный диаметр колеса электровоза –1250 мм
2.9.Тормозные колодки – чугунные (композиционные)
2.10.Начальный перегрев тягового двигателя –15 0С
2.11.Температура наружного воздуха - +25 0С.