Структурный анализ общества

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) обеспечивает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов). 

 

 

                                     § 2. История социологии

 

Попытки выявить законы социального развития в ХVII в.

Процесс становления социологии с момента ее возникновения как самостоятельной науки об обществе до нынешнего, последнего десятилетия ХХ в. был длителен.

Уже в 17 в. впервые в теориях «социальной физики» возникает идея о том, что общество – это система. Социальные философы той эпохи рассматривают общество как часть природы и исходят из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Это обусловило попытки мыслителей выявить общие законы социального развития.

 

Механистическая модель общества в ХVIII в.

18 век, век ньютоновой физики, век Просвещения, сравнивает общество с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу (так трактуются разделение труда, межличностные связи, обмен).

 

Зарождение конкретных социальных исследований в Х1Х в.

В 19 в. социальные мыслители рассматривают экономическую жизнь общества независимо от политики. Параллельно общим социально – философским теориям развиваются конкретные социальные исследования. Они продиктованы практическими потребностями управления. Так, английские «социологические арифметики» (Д. Граунт и др.) заложили основы современной демографии, выработав методы количественного исследования социальных закономерностей.

 

 

Появление социологии как самостоятельной науки об обществе

Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, о развитии и функционировании его элементов – социальных институтов – окончательно сформировалась в середине 19 в. Быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов настоятельно потребовали не только социально – философского, но и «позитивно – философского» (термин О.Конта) объяснения социальных феноменов.

Огюст Конт (1798 – 1857) – мыслитель, введший в науку сам термин «социология», резко противопоставив его философии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшими же видами систем он полагал общество и человечество. Социологическая теория Конта состоит из двух частей: «социальной статики» (изучает общество как устойчивую систему) и «социальной динамики» (изучает его как развивающуюся целостность).

 

Биолого-эволюционные школы социологии

Середина и вторая половина 19 в. в интеллектуальной истории Запада – время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско – натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология. В рамках биолого – эволюционных школ социологии процесс развития общества стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: