Необходимость разграничения понятий «природа» и «общество»

Прежде чем дать определение общества, необходимо разграничить такие широкие понятия, как “природа” и “общество”, выяснить соотно­шение между ними. И хотя, строго говоря, эту проблему призвана решать в первую очередь не социология, а соци­альная философия, ее правильное решение имеет для соц­иологии исходное, методологическое значение.

Мы часто и не без основания говорим, что человек, об­щество — часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже проти­вополагаем человека, общество природе. Нет ли здесь про­тиворечия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема.

 

Понятие «природа» в широком смысле

В первом случае понятие “природа” употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности (неорганиче­ского и органического мира, человека и общества). Тезис “общество — часть природы” отражает тот непреложный факт, что: человек, а следовательно, и общество происхо­дят из природы; человек — существо и биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; об­щество находится в органической связи и теснейшем взаи­модействии с природной средой и не может функциониро­вать и развиваться вне природы, в отрыве от нее; и приро­да и общество подчиняются в своем развитии некоторым общим фундаментальным законам и т.д.

 

Понятие «природа» в узком значении слова

 

Во втором случае понятие “природа” используется в бо­лее узком смысле, как часть, а не весь реальный мир, как внешняя (природно-географическая) среда по отношению к человеку, к обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек — это не только и не столько биологическое (живое, природное) су­щество, пусть и в высшей форме своего проявления, а ка­чественно новое, принципиально особое явление с прису­щими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества — это качественно своеобразная, соци­альная жизнь, которая не сводима к биологической жизни (включая и жизнь высокоорганизованных животных — че­ловекоподобных обезьян), где действуют особи, лишенные социального сознания и не выделяющие себя из мира жи­вотных. Когда К.Маркс определял сущность человека как совокупность общественных отношений, он тем самым стремился подчеркнуть, что человек — прежде всего и не­посредственно продукт общества.

 

Основные особенности человека

Известный югославский социолог Д.Маркович выделя­ет три основные особенности человека — творчество, сво­бода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это “общественное существо, которое своим деятельным отношением к при­роде реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социаль­ных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия”.

 

Единство природы и общества

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия “природа” и “общество”, “природное” и “соци­альное”, ни абсолютно разрывать и противопостав­лять их. Природа и общество — это две качественно различные формы проявления единой реальности, кото­рым в едином человеческом знании соответствуют две ос­новные области — естествознание и обществознание.

 

Биосоциальные основы человека и общества

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) — природно-социальную, био­социальную — основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обще­стве, так и отрицания ведущей, решающей роли социаль­ного в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютиза­ция места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практиче­ски-политическое значение. Исторический опыт убедитель­но свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям лич­ности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе при­знания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на обще­ство законов природы приводили к крайне реакционным вы­водам и не менее негативным последствиям на практике.

Общество как совокупность людей

Первое, что бросается в глаза при самом об­щем взгляде на общество, это то, что оно — совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его со­знанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян — антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сход­ства. Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого обще­ства составляют отношения людей друг к другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: