Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820 – 1903). Эволюция для английского социолога – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.
Весьма плодотворной для социологии была его догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией (разделением) их структур и функций: чем более развит организм, тем более он сложен. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах делают необходимым создание регулирующей системы (властной, культурной, правовой), которая бы контролировала действия составляющих частей и их координацию.
Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. При этом он установил, что изменения в структуре не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров и усложнение систем требуют решения ими новых задач и проблем.
|
|
Развитие психологической тенденции в социологии в кн. Х!Х в.
Кризис биолого – натуралистических теорий в конце 19 в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. В развитии психологической социологии различают следующие самостоятельные направления: «психологию народов», тесно связанную с этнографией; групповую психологию, и, наконец, интеракционизм, сделавший первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.
Г. Лебон и направление «групповой психологии» начала ХХ в.
Однако уже к началу ХХ в. становится ясно, что ни психология индивида, не абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственных явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований, а также адаптацию индивидов друг к другу.
По мнению Гюстава Лебона (1841 – 1931), европейское общество вступает в новый период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.
При этом в рамках групповой психологии начала ХХ века исследованию подвергаются не только аморфная «толпа», но и конкретные человеческие группы, диады и триады, а также сами процессы межличностного взаимодействия – такие, как психическое заражение, внушение и подражание.
|
|
Преодоление ограниченности эволюционизма психосоциологами
Элементарным социальным отношением, по Габриэлю Тарду (1843 – 1904), является передача или попытка передачи верования или желания. Простейшая модель такого отношения – состояние гипнотического сна («Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм»). Поэтому всякое нововведение, считает он, есть продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего – творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму «подражания». Наблюдения Тарда во многом предвосхитили развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.
Отказавшись от биологизации общества, психосоциологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма; их теоретические концепции приобретали все более аналитический характер. Продуктом этого анализа стала идея общего кризиса культуры и связанная с ней конфронтация рационалистического и исторического подходов к обществу. Острее всего данная проблема формулировалась и переживалась в Германии.
Социология Ф. Тенниса
В социологии (особенно немецкой) конца 19 в. эта дискуссия оказалась связанной с именем Фердинанда Тенниса (1855 – 1936), который попытался соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на мир. Первостепенное значение Теннис придает понятию воли. Волю он понимает отнюдь не как чисто психологический фактор, но как своего рода мистическую силу, хотя и признает, что без нее нет человеческого поведения. Теннис принципиально различает волю и мышление. Первый тип воли он называет «сущностной», второй – «избирательной». Община – это тип социальной общности, где господствует первый тип воли, а общество – где господствует второй. В общине социальные связи основаны на привязанности и душевной склонности, а в обществе – на рациональном обмене и смене хозяев собственности. При этом если в общине целое подчиняет себе отдельные части (группы, индивидов и др.), то в обществе, наоборот, целое складывается из частей.