Теории социального конфликта

На основе критики теорий Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на поддержании социального порядка и консенсуса, стали формироваться многочисленные теории социальных конфликтов. У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Ч.Р. Миллс. Опираясь на идеи К.Маркса, Т. Веблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего – то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Обосновать основные положения теории социального конфликта попытался германский социолог Р.Дарендорф (р.1929). Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится т.н. «политический человек», а поскольку одно изменение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты постоянно присутствуют в жизни любого общества. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей.

 

Структурализм

Во Франции роль структурно – функционального подхода к социальной реальности сыграл структурализм – влиятельное направление, представленное такими видными социологами, как М. Фуко, К. Леви – Строс и др. Структуралистский подход к социальной реальности состоит в акцентировании наличия во всех человеческих проявлениях – общественных институтах, культурном творчестве, и т.д. – неизменных и недоступных эмпирическому исследованию структур, которые управляют процессами их функционирования и развития.

       

                             2. Микросоциологические теории.

 

Теория социального обмена

Ряд социологов, неудовлетворенных структурно – функционалистскими и структуралистскими теориями, пренебрегающих изучением особенностей человека и его деятельности. В ответ они занялись разработкой теорий, ориентированных на выяснение роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира.

Теория социального обмена. Теория социального обмена, наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хоманс (р.1910) и Питер Блау (р.1918), в противоположность структурному функционализму, исходит из примата не системы, а человека. Свою критику структурного функционализма они пытаются строить с позиций психологизма.

Исходным положением теории социального обмена П.Блау является то, что людям необходимы многообразные виды социальных вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, как указывает Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут социально вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, и т.п., а также практическая помощь.

 

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм (Д.Г.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Г.Стоун, А.Стросс и др.) в своих теоретических построениях делает главный акцент на теоретическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Характерными чертами символического интеракционизма являются его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий), и, во – вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

 

Феноменологическая социология.

В 60 – х гг. среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерль и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология. Большое влияние на развитие этой дисциплины оказали труды австрийского философа А. Шюца (1899 – 1959). В центре внимания Шюца находится проблема «интерсубъективности», т.е. то, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.

Каждый человек, пишет Шюц, обладает уникальной биографией и воспринимает мир по – своему. Однако это не исключает «взаимности перспектив», благодаря существованию которой становится возможным взаимодействие людей друг с другом. Человек, согласно Шюцу, воспринимает внешний мир – вещи, события – как типы. Представителями типов являются и люди. Однако воспринимаются они с различной степенью анонимности. Поэтому наиболее важной для понимания человеком окружающего мира является такая категория индивидов, как «сотоварищи».

 

                      Вопросы для самоконтроля

1. Назовите крупнейших социологов Х1Х – первой половины ХХ вв.

2. Что означает «материалистическое понимание истории»?

3. Кто из социологов пытался совместить в своей концепции системный подход с принципом развития?

4. Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины ХХ в.?

ТЕСТ

1. Понятие "идеальный тип" ввел в научный оборот:

а) Ф.Энгельс;

б) В.Парето;

в) К.Маркс;

г) М.Вебер.

 

2. Концепцию общественно-экономической формации разработали:

а) В.И.Ленин;

б) Г.В.Плеханов;

в) Р.Парк и Э.Берднесс;

г) К.Маркс и Ф.Энгельс.

 

3. Социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества считал предметом социологии:

а) Ч.Кули;

б) Л.Уорд;

в) Т.Парсонс;

г) Э.Дюркгейм.

 

4. Логико-экспериментальный метод в социологии ввел:

а) В.Парето;

б) К.Мангейм;

в) Ф.Теннис;

г) М.Вебер.

 

5. К.Мангейм был представителем:

а) теории социального конфликта;

б) этнометодологии;

в) социологии знания;

г) социального дарвинизма.

 

6. Термин "Социология" ввел в науку:

а) О.Конт;

б) М.Вебер;

в) П.Спенсер;

г) Г.Зиммель.

 

7. Наряду с понятием "функция" понятие "дисфункция" разработал:

а) Э.Дюркгейм;

б) В.Парето;

в) Т.Парсонс;

г) Р.Мертон.

 

8. Г.Тард разработал теорию

а) личностных черт;

б) заражения;

в) конвергенции;

г) подражания.

 

9. Объектом социологического познания является:

а) все сущее в бесконечном многообразии видов;

б) общество;

в) природа;

г) человек.

 

10.  Методы, разработанные и используемые данной наукой относятся к

а) частно-научным;

б) общенаучным;

в) естественнонаучным;

г) всеобщим.

 

11.  Идею "социального порядка" стремился обосновать:

а) Г.Блумер;

б) Н.Миллс;

в) Т.Парсонс;

г) Ф.Теннис.

 

12.  Какая из перечисленных теорий не относится к микросоциологической

а) теория социального обмена;

б) символический интеракционизм;

в) теория социальных изменений;

г) феноменологическая социология.

Глава 2. Общество как социальная система

 

 

Системный подход в изучении общества

 

Уже при определении предмета социологии (гл.1) была дана самая общая и очень краткая характери­стика общества как особой, специфической реальности. В данной главе с позиций общей теории социологии, тесно связанной с социально-философской доктриной, об­щество специально более подробно рассматривается как своеобразный и целостный социальный организм, как еди­ная социальная система. Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах — структур­ном, функциональном и динамическом. Это и нашло свое отражение в содержании и построении данной главы.

 

 §1 Общество: сущность, структура, [социальная аналитика)

Важность изучения общества для социологии

 

Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находился в центре внимания социологии. Как это видно из краткого экскурса в историю этой науки, в зависимости чаще всего от ответа именно на этот вопрос различались основные направления в данной науке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: