Социологическая система В. Парето

Социологическая система Вильфредо Парето (1848 – 1923), по замыслу, должна была положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе, занимавшим доминирующее положение в социально – политической мысли Х1Х в. Парето стремился разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечивали бы его достоверность, надежность и обоснованность. Метод, при помощи которого итальянский социолог намеревался открыть всеобщие принципы функционирования и изменения обществ, он назвал логико – экспериментальным. Стремясь сделать социологию точной наукой, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными отдельными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, и поэтому должны быть устранены.

 

Вклад в развитие социологии К. Мангейма

Значительный вклад в развитие социологии внес немецкий социолог Карл Мангейм (1893 – 1947). Область его научных интересов – социология знания. Маннгейм сконцентрировал свое внимание на том, что мышление есть деятельность, тесно связанная с деятельностью социальной и образующая структурную систему. Оно не является привилегированным видом деятельности, и тесно связано с общественной жизнью. Поэтому все идеи, согласно Мангейму, даже «истины», относительны и соответственно подвержены влиянию социальной или исторической ситуации, из которой они возникают. Тот факт, что каждый мыслитель связан с определенной группой, что он имеет конкретный статус и исполняет конкретную роль, определяет его интеллектуальный кругозор.

Мангейм также утверждал, что мышление неизбежно имеет идеологический характер. Система мышления какой – либо группы не будет содержать всю истину. Идеологии с различными перспективами сосуществуют, причем каждая из них претендует на то, чтобы представлять всю истину, хотя содержит только часть ее. Поэтому вся истина может быть найдена только независимыми интеллигентами, не привязанными ни к какой отдельной позиции и настолько свободными, что они имеют возможность стать - в действительности или в воображении - на любую позицию.

 

Вклад в развитие социологии американских ученых

Известный вклад в развитие социологии внесли американские ученые. Так, по мнению Лестера Уорда (1841-1913), высшая ступень эволюционной лестницы - социогенная, синтез всех сил. Сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Специфика этой новой социальной реальности - в наличии целеполагания, которого не было в действиях слепых природных сил. Уорд предпринял попытку преодолеть теоретический разрыв между понятиями «процесс» и «структура», интерпретируя их в психологических терминах: «чувства», «эмоции», «нужды», «желания» и т.д. Последние, будучи психическими силами, выступают в качестве мотивов человеческих действий и взаимодействий, порождают социальные структуры (группы) и процессы и тем самым становятся силами социальными.

Франклин Гиддингс (1855-1931) пытался найти элементарный принцип для построения всеохватывающей социологической схемы. Таким принципом он считал «сознание рода», или, что то же самое, «социальный разум», понимая под ним «чувство тождества», испытываемое индивидами друг другу. Общество, по мнению Гиддингса - это особого рода организация, представляющая отчасти продукт «бессознательной эволюции», и отчасти – результат сознательного плана, поэтому социология должна соединить в себе как объективное, так и субъективное объяснения.

Социальная эволюция, по Уильяму Самнеру (1840 – 1910), имеет неуклонный характер, а естественный отбор и борьба за существование универсальны. Социальное неравенство – это естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Самнера интересовало скорее то, что люди делают, а не как они относятся друг к другу. Общество есть творческий процесс, в котором контроль над окружающей средой достигается изучением и изменением общих ценностей.

Чарльз Кули (1864 – 1929) подчеркивал решающую роль сознания в формировании социальных процессов. Способность выделять себя из группы, создавать свое Я – признак истинно социального существа. Поэтому сознательное действие всегда есть действие социальное.

 

        § 3. Зарубежная социология во второй половине ХХ века

                            1. Макросоциологические теории

 

Структурный функционализм

Функционализм с его акцентом на натуралистический подход к описанию и системные качества общества, с его попыткой перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «порядок» социальной системы, все составляющие ее элементы и механизмы интеграции, в свое время находил широкую поддержку как в академических, так и в политических кругах. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902 – 1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Он построил теоретическую схему, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.

 

Неоэволюционизм.

Неоэволюционистские теории в большинстве своем пытаются совместить характерную для структурного функционализма идею системности с идеей развития. Одним из первых такую попытку предпринял основатель структурного функционализма Т. Парсонс. Он выдвинул предположение о том, что все действующие системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя важными проблемами: 1) обеспечение получения ресурсов из окружающей среды и их распределение («адаптация»); 2) мобилизовать ресурсы для достижения определенных целей и установить приоритет между целями («целедостижения»); 3) осуществление координации и регулирования отношений внутри системы («интеграции»); 4) осуществлять выработку у составляющих систему индивидов мотивации, обеспечивающей соответствие их деятельности целям системы и снятие напряжений («поддержание социального стандарта»).

 

Теория социальных изменений.

 Сконструировать модель социального изменения в традициях структурно – функционального анализа попытался Роберт Мертон (1910), находящийся под сильным влиянием идей П. Сорокина и Т. Парсонса. Отказавшись от создания общей социологической теории, он предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие «дисфункция», т.е. предположил возможность отклонения системы от нормального порядка функционирования – для восстановления которой требуется создание новых структур и механизмов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: