Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Данная дисциплина участвует в формировании компетенций на 2 и 4 уровнях.

Критерии оценивания формирования компетенций Уровни формирования компетенций
Творческое продуктивное действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, решение практических сложных задач и ситуаций, принятие решений в условиях неполной определенности, поиск новой информации. Формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев. Четвертый (продвинутый)
   
Понимание, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач. Второй (пороговый)

 

7.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

 

Шифр компетенции

               Результаты обучения

(знать, уметь, владеть)

 

             

Оценочные средства текущего контроля Оценочные средства промежуточного контроля

ПК-3

Уровень 2

Знать концепцию рыночного поведения  предприятия торговли, работающего на различных товарных и потребительских рынках; ее основные положения,    в т.ч. ориентацию на потребителя, на ценность,  на достижение цели;   социальную и экономическую роль маркетинга; принципы и функции  структур, занимающихся закупками и продажами  товаров; их содержание на предприятии;     Собеседование Самоконтроль   Вопросы к зачету № 1, 2 3, 4,6,9 - 19  
Уметь   Владеть - принимать решения о формировании оптимальной ассортиментной матрицы с учетом покупательского спроса; рационально использовать ресурсы библиотек и сети Интернет в целях проведения научных исследований, подготовке письменных работ (рефератов, статей, курсовых и т.д.);   опытом проведения презентаций, собеседований и деловых переговоров; аналитическими и экспертными методами для оценки эффективности рыночной деятельности на предприятии; навыками принятия оптимальных стратегических и тактических маркетинговых решений.. Домашнее задание 1,2 Тест 1     Домашнее задание2.3.    

ПК-4

Уровень 4

   методы оценки эффективности стратегии поведения на рынке; - сущность товарных стратегий и условий их реализации в торговле; - основные методы исследования потребительского спроса; - особенности формирования ассортиментных матриц в торговле;  основные резервы повышения прибыли, направления повышения экономической эффективности маркетинговых мероприятий, их использование при совершенствовании бизнес-процессов.   Самоконтроль Домашняя работа № 2,3,4,5 Тест 2,3 Исследовательская работа (реферат с презентаций) Вопросы к зачету № №20-46
уметь -принимать управленческие решения и осуществлять стратегию эффективной работы в рыночных сегментах;  - анализировать покупателей с целью повышения его удовлетворенности товарами и услугами; - применять современные методы мерчендайзинга и определять экономическую эффективность мероприятий по по совершенствованию методов стимулирования продаж;  проводить  маркетинговые сследования в соответствии с утвержденными на предприятии методиками; предлагать варианты их совершенствования.   Индивидуальное задание 2       Задача: часть 1

 

7.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

Компетенции

                   ПК-3 готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка              ПК-7 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Тема 1

На основе изученного материала определить сущность и значение рыночной ориентации  в коммерческих предприятиях, типы и виды маркетинговых исследований, их взаимосвязь с стратегиями поведения на рынке Научиться использовать знания для формирования программы проведения маркетинговых исследований на предприятии в соответствии с реальными и потенциальными проблемами предприятия

Тема 2

На основании лекционного материала определить основные направления повышения эффективности работы на рынке, пути увеличения доли рынка и повышения конкурентных преимуществ  предприятия торговли  Научиться рассчитывать и оценивать объем рынка, потенциал рынка, долю предприятия на рынке при принятии решений, необходимых для разработки стратегии.

Тема 3

Научиться рассчитывать экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию товарной и ценовой политики Научиться использовать полученные знания при принятии управленческих решений по управлению ассортиментом товаров и ценообразованием.

Тема 4

На основе лекционного материала определить специфику стратегий предприятия при выборе своей позиции на рынке Научиться анализировать рыночные сегменты и использовать результаты для разработки стратегии

Тема 5

На основе изучения принципов и методов ценообразования рассчитывать резервы роста прибыли предприятия Научиться рассчитывать различный уровень цен при определенной коньюнктуре, планировать доходы и прибыль, знать современные методы ценового стимулирования.

Тема 6,7

На основе изучения теоретических  аспектов организации маркетинговой службы разработать  основные оценочные показатели ее деятельности Уметь оценивать  влияние организационной структуры маркетинга на результаты деятельности предприятия, разрабатывать маркетинговые программы

 

7.3 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания

Формы контроля Критерии оценки Кол-во баллов
1. Тестирование № 1,2,3. Количество вопросов --10. По 0,5-1 баллу за каждый правильный ответ По 10баллов, всего 30
2. Индивидуальные работы № 1- 5 Четкость и логичность формулировок, выделение главного, доказательность суждений. по 5 баллов, всего 25
3. Групповые работы № 1,2 Правильность решения предложенных заданий по 5 баллов. всего 10
4. Опрос, собеседование Понимание вопроса аргументированность ответа, авторская позиция. Количество вопросов - 20. По 1 баллу за каждый правильный ответ 5 баллов
5. Исследовательская работа   Работа оценивается по следующим критериям: - логика изложения (5 баллов) - презентация и раздаточный материал (5 баллов) -качество статистических или новизна теоретических материалов (10) 20
6. Дополнительные заслуги Активность на семинарах и практических занятиях, выполнение дополнительных заданий и исследований         10
    Общее количество баллов 100

 

Процедуры и критерии оценивания по оценочным средствам текущего контроля (ответа студента на зачете,) (в соответствии с 7.1)

Процедуры Критерии оценивания Максимальное количество баллов
1. Вопрос Теоретические знания: представление о научных аспектах рыночного управления, его основных элементах 20
2. Вопрос Теоретические знания: представление об источниках информации для НИР, представление последовательности их подбора, использование современных законодательных и нормативных актов 20
3. Вопрос Теоретические знания: понимание возможностей видов технических средств, информационных систем, и их использование для обработки информации 20
4. Задача Решение задачи: Задание 1. правильное понимание и грамотное формулирование проблемы, применение понятийного аппарата в обоснование выбора методики расчета показателей и грамотность решения, Задание 2. правильность интерпретации результата 20   20
  Общее количество баллов 100

 

Аттестация студента по дисциплине производится по уровню достигнутого результата в формировании соответствующих компетенций в. Оценка осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы в соответствии с «Положением об академическом рейтинге». Оценка выставляется с учетом всех контрольно-обучающих мероприятий (текущие и промежуточные).

Критерии оценивания общих результатов обучения по дисциплине

 

Критерии оценивания Балл экзамена Зачет
1. Оценка " отлично " заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. 5

 

Зачтено

2. Оценки "хорошо" заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе практические задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. 4
3. Оценки "удовлетворительно " заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.   3
4. Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Оценка "неудовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. 2   Не зачтено

 

7.4 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний,  умений и навыков и (или) опыта деятельности.

Методическое обеспечение текущей аттестации.

Тема 1. Маркетинг – рыночная концепция в системе управления предприятием

Цели и задачи изучения данной темы:

· Дать определение основных понятий курса: рыночное управление, маркетинговая концепция.

· Рассмотреть со студентами эволюцию концепции маркетинга на различных этапах развития рыночных отношений в торговле;

· Определить цели, задачи, функции, принципы,  (социальные  и экономические) маркетинга, их содержание на предприятиях.

· Рассмотреть  основные  элементы маркетинговой концепции: целевая ориентация, ориентация на потребителей, ценностный подход,    и их  роль на торгового предприятии;  

· Рассмотреть микро- и макросреду маркетинга и факторы ее формирования.

 

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебной литературой:

Основная: 1.Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: Профессиональное издание. – М: ООО «И.Д.Вильямс». 2009. Гл.1, 2.

2.Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб: Питер. 2008. Гл.1.

3.Гембл П.Р., Тапп А. и др. Маркетинговая революция. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс. 2007. Гл.1.

     Дополнительная:

Журналы: «Эксперт», «Современная торговля», «Экономист», «Менеджмент в России и за рубежом», «Российский журнал менеджмента», «Бренд-менеджмент»,, «Маркетинг – менеджмент».

Электронные ресурсы

1. www.expert.ru

2. www.mintorg.ru и др.

3. www.allegng/ru/manag3/htm

Тема 2. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система.

Цели и задачи изучения данной темы:

Рассмотреть информационную систему и ее элементы.

Изучить со студентами понятие маркетинговая информация, ее классификация, внешние и внутренние источники.

Ознакомить студентов с основными методами сбора маркетинговой информации: эксперимент, наблюдение, опрос. Рассмотреть их виды, способы проведения, достоинства и недостатки.

Рассмотреть определение маркетинговые исследования, их содержание и направление.       Проанализировать основные этапы процесса маркетинговых исследований и предъявляемые требования. Определение проблем и целей маркетинговых исследований.

Разобрать содержание разделов и требований к отчету по результатам исследования.

Изучить важность использования ситуационного подхода. Ознакомить студента с методикой проведения ситуационного анализа, на основе рассмотрения типичных вопросов анализа.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться литературой:

Мокров А.В., Масленников С.В. Развитие корпоративных маркетинговых информационных систем: http://www.monitor-crm.ru/aboutcrm/aboutcrm10/.

Марданова Э. Маркетинговая информационная система как основа принятия бизнес-решений // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2009. - №3. - С.144-150.

Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/Под ред. Н.Д. Эриашвили. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

 Тарасова В.В. Маркетинг в торговле: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. – С. 31-35.

Тема 3. Комплекс торгового маркетинга

Цели и задачиизучения данной темы:

 

Дать определение комплекса маркетинга и определить его роль в деятельности торгового предприятия;

· Изучить со студентами существующие модели комплекса маркетинга (модель «4р», модель «4с», модель «2р+2с+3s») и их основные составляющие, а так же рассмотреть эволюцию их развития;

· Дать определение торговой услуги и рассмотреть ее основные характеристики, определить ее влияние на формирование комплекса маркетинга (модель «4н»);

 

· Определить место продукта в торговом маркетинге и рассмотреть подход «Уровни продукта»: основной продукт, сопутствующий продукт, дополнительный продукт, продукт в расширенном понимании;

· Рассмотреть основные маркетинговые характеристики товара и его классификацию по различным признакам, представить основные инструменты анализа товаров: анализ жизненного цикла, матричные методы (подробно рассмотреть матрицу BCG).

Литература:

Виноградова С.В., Маркина Н.В., Юдникова Е.С. Маркетинг торгового предприятия: основы эффективной предпринимательской деятельности в торговле: Учебник для Вузов. СПб: Изд-во Питер, 2008.

Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 512 с. - (Полный курс МВА).

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с: ил. — (Серия «Деловой бестселлер»).

Никишкин В. В. Торговый маркетинг (маркетинг розничной торговли) в схемах и рисунках: Учебно-наглядное пособие. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2010 - 47 с.

Тарасова В.В. Маркетинг в торговле: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. – С. 36-40.

 

Тема 4. Сегментирование рынка и выбор целевого рынка

Цели и задачи изучения данной темы:

· Определить сущность и содержание целевого маркетинга;

· Рассмотреть особенности поведения потребителей как объекта маркетинга, пирамиду потребностей Маслоу, а так же мотивы поведения;

· Изучить этапы процесса принятия решения о покупке и их содержание;

· Определить сущность сегментирования рынка, его цели и принципы, этапы процесса сегментирования;

    Таблица 1 - Основные переменные сегментирования потребительских рынков

Критерии Типичная разбивка

Географические

Федеральный округ Дальневосточный, Уральский, Северо-западный, Центральный, Поволжский, Южный, Сибирский
Город или мегаполис Население, чел.: менее 5000; 5000-20000; 20000-50000; 50000-100000; 100000-250000; 250000-500000; 500000-1000000; 1000000-4000000; 4000000 и выше
Плотность населения город, пригород, сельская местность
Климат Умеренный, континентальный, умеренно-континентальный

Демографические

Возраст Моложе 6 лет, 6-11, 12-19, 20-34, 35-49, 50-64, 65 лет и выше
Пол мужской, женский
Количество членов семьи 1-2 чел., 3-4 чел., 5 чел. и более
Жизненный цикл семьи Молодые, не состоящие в браке; молодые семьи без детей; молодые семьи с младшим ребенком до 6 лет; молодые семьи с младшим ребенком старше 6 лет; семьи старшего возраста с детьми младше 18 лет; семьи старшего возраста без детей младше 18 лет; одинокие пожилые люди.
Род занятий Люди умеренного труда и технические специалисты; менеджеры, директора, владельцы; клерки и продавцы; ремесленники, руководители среднего звена; квалифицированные рабочие; фермеры; пенсионеры; студенты; домохозяйки; безработные.
Образование Начальная школа и менее; неполная средняя школа; средняя школа; неполное высшее; высшее
Религиозные убеждения Православные, католики, протестанты, мусульмане и др.
Национальность Русские, украинцы, белорусы, осетины, евреи, армяне, татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, азербайджанцы, тувинцы, мордва, марийцы, удмурты, коми, комипермяки, карелы, ханты, манси, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины, ненцы, чукчи, эвенки

Психографические

Стиль жизни обычный, богемный
Тип личности покорная, общительная, авторитарная, целенаправленная, авантюрная

Поведенческие

Повод для совершения покупки обычные случаи и особые случаи
Искомые выгоды Качество, сервис, экономия денег, скорость
Статус пользователя товара, услуги Пользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь, новый пользователь, постоянный пользователь
Интенсивность использования товара, услуги Слабая, средняя высокая
Степень приверженности Низкая, средняя, сильная, абсолютная
Степень готовности покупателя к восприятию товара Не осведомлен, осведомлен, информирован, заинтересован, имеет желание купить, собирается купить
Отношение к товару Восторженное, положительное, безразличное, негативное, враждебное

 

 

· Изучить со студентами основные методы сегментирования рынка (группировка, кластерный анализ, табличный, Post-hoc, A priori, регрессивный, латентных классов), на каждый метод привести примеры;

· Рассмотреть подробно заключительный этап сегментирования рынка, а именно выбор целевого рынка, его сущность и факторы его определяющие;

· Дать определение уровням сегментирования рынка, которые представлены на рисунке 1, определить их отличия и привести практические примеры;

Массовый маркетинг
Маркетинг сегментов
Массовый маркетинг
Микромаркетинг
Локальный
Индивидуальный
Ограниченной сегментирование
Широкое сегментирование

          Рисунок 1 – Уровни сегментирования рынка

· Изучить сущность позиционирования товаров на рынке, а так же рассмотреть основные стратегии охвата рынка (недифференцированный маркетинг, дифференцированный, концентрированный) и методы позиционирования (конкурентное преимущество, дифференциация по товару, дифференциация по услугам, по персоналу, метод соответствия и т.п.);

· Представить возможные ошибки при позиционировании и пути их исправления;

· Изучить существующие категории потребителей и рассмотреть характерные черты «потребителя смешанного типа»;

· Определить роль брендинга в торговле и его сущность в современных условиях (конкурентные преимущества для предприятия и выполняемые функции), а так же дать определение товарной марки и товарного знака.

В результате изучения данной темы студент должен знать определение целевого маркетинга, модели поведения потребителей и их мотивы, а так же особенности сегментирования и позиционирования на рынке, понимать процесс принятия решения о покупке, содержание основных принципов и методов сегментирования и позиционирования на рынке, значение брендинга в деятельности предприятия, уметь оценивать потребности покупателей и мотивы их поведения, осуществлять сегментирование исследуемого рынка по основным критериям с позиции основных методов, оценивать влияние факторов при выборе целевого рынка, проводить позиционирование товара с помощью системы методов.

 

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебным пособием:

              Киселева Е.Н., Власова О.В., Коннова Е.Б. Рынок продовольственных товаров: Вузовский учебник, 2009.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.

          Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. / Пер. с

англ. – Киев; Москва, Санкт-Петербург: Торговый дом "Вильямс", 2010.

          Ланкин В.Е. Маркетинг: Учебное пособие – Таганрог: ТРТУ, 2012.

          Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Капшуревского. – Санкт-Петербург: Питер, 20011

          Романов А.А., Басенко В.П., Жуков Б.М. Маркетинг в структурно-логических схемах. Учебное пособие: «Академия естествознания», 2009.

                  

Тема 5. Товарная политика предприятия

Цели и задачиизучения данной темы:

· Дать определение товарной политики и определить его роль на предприятии, а так же рассмотреть направления развития товарной политики;

· Рассмотреть процесс управления товарной политикой в торговом центре «ИКЕЯ» и  продемонстрировать конкретное содержание его основных этапов;

· Дать определение товарной конкуренции и рассмотреть ее классификацию по различным признакам, привести примеры;

· Изучить со студентами сущность конкурентоспособности товаров и ее основные составляющие;

· На примере магазина ИКЕЯ  рассмотреть классификацию и указать взаимозаменяемые, основные, поддерживающие, сопутствующие и имиджевые товары;

· Рассмотреть сущность ассортиментной политики и ее основные элементы - товарный классификатор и принципы его построения (уровни), привести пример          - ассортиментная матрицы;

· Дать определение категорийный менеджмент и определить основные задачи категорийного менеджера и его роль на предприятии;

· Рассмотреть особенности анализа конкуренции  на мебельном рынке и его основные этапы;

· Рассмотреть важность  бенчмаркетинга как метода сравнительного анализа конкурентов, его цели и основные задачив торговле.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с источниками:

ИКЕА - http://www.ikea.com/RU/ru/;  Ежегодный отчет группы компании ИКЕА за 2015 год -http://www.ikea.com/ms/ru_RU/about_ikea/facts_and_fig..; Ежегодный отчет группы компании ИКЕА за 2015 год -http://www.ikea.com/ms/ru_RU/about_ikea/pdf/Welcome_i..
 . Гипермаркет Hoff - http://hoff.ru/

             Бузукова Е.А., Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице: Категорийный менеджмент – Спб: Питер, 2010.

              Васильев Г.А., Поляков В.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие – М.: Вузовский учебник, 2010.

          Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг, 2009.

          Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология» «Финпресс» М., 2011.

              Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2008.

          Кондрашев В.М. Менеджмент продаж – М.: Вузовский учебник, 2009.

 

Тема 6. Политика в области распределения и продвижения товара

Цели и задачиизучения данной темы:

 

· Рассмотреть маркетинговые каналы распределения и их функции;

· Изучить рыночных посредников и их классификацию;

· Проанализировать критерии выбора канала распределения;

· Выявить особенности интенсивного, селективного, эксклюзивного распределения, представлены в таблице 2.

· Рассмотреть способы мотивирования посредников;

· Рассмотреть эффективность и оценку каналов продаж, а так же логистические принципы оптимизации товародвижения.

· Разработать со студентами систему продвижения товара

· Изучить комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементов, рисунок 1.

 

 

Продвижение
Реклама
Персональный продажи
Формирование спроса и стимулирование сбыта
Организация общественного мнения

 

 


Рисунок 2 – Комплекс маркетинговых коммуникаций

 

· Изучить сущность, виды, функции, носители рекламы.

· Рассмотреть эффективность рекламы и рекламный бюджет.

· Изучить персональные продажи и их применение:

          - Этапы процесса эффективной продажи

          - качество торгового агента

· Рассмотреть организацию общественного мнения, «Паблик рилейшнз» и его средства

· Изучить со студентами систему ФОССТИС, а так же инструменты системы продвижения.

В результате изучения данной темы студент должен знать маркетинговые каналы распределения и их функции, рыночных посредников и их классификацию, комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементов, понимать особенности интенсивного, селективного, эксклюзивного распределения, способы мотивирования посредников, сущность, виды, функции, носители рекламы, уметь анализировать критерии выбора канала распределения, оценивать каналы продаж, а так же логистические принципы оптимизации товародвижения, разрабатывать рекламный бюджет и систему продвижения товара.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебным пособием:

Асланов Тимур, Как увеличить объем продаж, Изд-во: Имидж-Медиа, 2010 г.

Петров К. Н. Управление отделом продаж, Изд-во: Вильямс, 2010 г.

Радмило М. Лукич. Управление продажами,2010

Соловьев В. А., А. В. Дрыночкин, Управлени маркетинговым процессом, Изд-во: Восток-Запад, 2010 г.

Щепилова Г. Г., Реклама в СМИ. История, технологии, классификация, Издательство: Изд-во МГУ, 2010 г.

 

Тема 7. Планирование в системе маркетинга

Цели и задачиизучения данной темы:

· Рассмотреть сущность маркетингового планирования и его необходимость на предприятии;

· Изучить содержание процесса планирования маркетинга, а так же задачи планирования и основные разделяя плана;

· Анализ связи маркетингового плана со стратегическим планом предприятия;

· Изучить характеристики методов стратегического планирования маркетинга;

· Проанализировать маркетинговые службы предприятия

· Изучение маркетинговых стратегий и их планирование: постановка цели, анализ внешней среды, анализ слабых и сильных сторон, анализ стратегических альтернатив и выбор варианта стратегии.

· Рассмотреть понятие маркетинговый план, его назначение и структуру.

· Изучить разделы маркетингового плана, их содержание и процедуру составления плана маркетинга.

· Рассмотреть сущность бюджета реализации маркетингового плана, а так же его разработка и согласование, таблица 3.

 

Таблица 4 – бюджет маркетинговой деятельности

Основные статьи затрат на маркетинг Затраты в настоящий момент Планируемый уровень затрат (1-1,5 года)
1. расходы на маркетинговые исследования: 1.1 1.2 и т.д.    
2. расходы на развитие товара: 2.1 2.2 и т.д.    
3. расходы на систему распределения: 3.1 3.2 и т.д.    
4. расходы по стимулированию: 4.1 4.2 и т.д.    
5. расходы на создание службы маркетинга: 5.1 5.2 и т.д.    
Итого:    

 

· Изучить методы объема бюджета, условия их применения

· Рассмотреть эффективность маркетинговых затрат и их оценку, таблица 4

 

 

Таблица 4 – Маркетинговый профиль фирмы

Основные свойства Очень плохо плохо хорошо Очень хорошо
Качество продукта        
Пристиж торговой марки        
Упаковка        
Транспортировка        
Надежность поставок        
Платежная дисциплина        
Организация каналов сбыта        
Система стимулирования продаж        
Реклама        
Паблик рилейшнз        
цены низкие средние Достаточно высокие Очень высокие

 

· Усвоить формы и методы контроля выполнения плана.

В результате изучения данной темы студент должен знать сущность маркетингового планирования и его необходимость на предприятии, маркетинговых стратегий и их планирование: постановка цели, анализ внешней среды, анализ слабых и сильных сторон, анализ стратегических альтернатив и выбор варианта стратегии, понятие маркетинговый план, его назначение и структуру, понимать связь маркетингового плана со стратегическим планом предприятия, характеристики методов стратегического планирования маркетинга, уметь планировать маркетинговые стратегии, разрабатывать бюджет реализации маркетингового плана, применять методы объема бюджета, оценивать эффективность маркетинговой деятельности.

Чтобы освоить эту тему студенту необходимо познакомиться с учебным пособием:

Вуд М.Полное и детальное руководство по планированию маркетинга, Изд-во: Дело и сервис, 2009 г.- 352 с.

Бравермана А. А.Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний, Изд-во «Экономика», 2009г.

Смит Брайан Д.Как заставить маркетинг работать. Стратегическое планирование на опыте известных компаний, Изд-во «Вершина», 2011г.

Кузьмина Е. Е., Шаляпина Н. М., Планирование маркетинга, Изд-во: Феникс,2007, 368 стр

Роман Хибинг, Скотт Купер, Настольная книга директора по маркетингу. Маркетинговое планирование, Изд-во: Эксмо, 2007 г.- 832 стр.

Дон Дебелак, Планирование в маркетинге. Выигрышные стратегии для любого малого бизнеса, Изд-ва: АСТ, Астрель, 2008 г.- 432 стр.

 

Семинар №1 - Тема1. Маркетинг – рыночная концепция в системе управления предприятием торговли

План: Сущность и роль маркетинга в деятельности предприятий;

1. Цель, задачи, принципы, функции и виды маркетинга, их содержание на предприятиях;

2.Концепция маркетинга;

3.Окружающая среда маркетинга.

Решите следующие ситуации:

 - Ситуации 1 – 10 «Маркетинг – рыночная концепция управления» (часть 1);

- Ситуации 1-10 «маркетинг – рыночная концепция в системе управления предприятием торговли» (часть 2).

 

Семинар №2 - Тема 2. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система

План:

1. Маркетинговая информация, её источники;

2. Маркетинговые исследования, их содержание и направления. План маркетинговых исследований;

3. Методы проведения маркетинговых исследований;

Решите следующие ситуации:

 - Ситуации 1 – 6 «Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система» (часть 2).

Контрольные вопросы:

1. Может ли у розничного предприятия быть слишком много информации? Поясните ответ.

2. Перечислите этапы процесса маркетинговых исследований. Можно ли пропускать какие-либо из них? Обоснуйте свой ответ.

3. Опишите главные преимущества каждого из следующих методов сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент и моделирование.

 

Семинар №3 - Тема 3. Комплексный анализ рынка в системе маркетинга

План:

1. Анализ рынка в системе маркетинга;

2. Методы анализа рынка;

3. Анализ конкурентной среды.

Решите следующие ситуации:

- Ситуации 1 – 9 «Комплексный анализ рынка» (часть 1);

- Ситуации 1- 7 «Комплексный анализ рынка в системе маркетинга» (часть 2).

Семинар №4 - Тема 4. Сегментирование рынка и позиционирование на рынке  

План:

1. Поведение потребителей как объект маркетинга;

2. Сегментирование рынка, цели, принципы, методы;

3. Маркетинговые стратегии;

4. Позиционирование предприятий торговли.

Решите следующие ситуации:

- Ситуации 1 – 5 «Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента» (ч. 2).

Семинар №5 - Тема 5.Управление товарной политикой

План:

1. Комплекс торгового маркетинга. Продукт в торговом маркетинге;

2. Понятия и классификация товаров в маркетинге. Конкурентоспособность товара. Концепция жизненного цикла товаров;

3. Товарный портфель предприятия, методы анализа товарного портфеля;

4. Мерчандайзинг.

Решите следующие ситуации:

- Ситуации 1-8 «Товарная политика» (часть 1);

- Ситуации 1-7 «Товарная политика» (часть 2);

- Ситуации 1-4 «Комплекс торгового маркетинга» (часть 2).

Семинар №6 - Тема 6. Управление ценовой политикой

План:

1. Цена как важнейший элемент комплекса маркетинга. Ценность товара для потребителей;

2. Стратегии ценообразования и условия их применения;

3. Методы ценообразования. Анализ и контроль цен.

Решите следующие ситуации:

- Ситуации 1,2 «Ценовая политика» (часть 1);

- Ситуации 1-13 «Ценообразование в торговом маркетинге» (часть 2).

Семинар №7 - Тема 7. Политика в области распределения и продвижения товара

План:

1. Маркетинговые каналы распределения, их виды;

2. Система продвижения товаров, её элементы;

3.       Организация общественного мнения. «Паблик рилейшнз» и его средства.

Решите следующие ситуации:

- Ситуации 1 – 3 «Маркетинговые коммуникации» (часть 1);

 - Ситуации 1-13 «Политика распределения и продвижения товара» (часть 2).

Семинар №8 - Тема 8. Планирование в системе маркетинга

План:

1. Сущность маркетингового планирование, его взаимосвязь со стратегическим планом предприятия;

2. Маркетинговый план торгового предприятия;

3. Эффективность маркетинга.

Решите следующие ситуации:

- Ситуации 1-8 «Планирование в системе маркетинга» (часть 2).

Контрольные вопросы:

1. Почему организация должна разрабатывать маркетинговую стратегию? Чем стратегический маркетинговый план отличается от маркетинговой стратегии?

2. Идентифицируйте главные этапы стратегического маркетингового планирования и поясните, как они взаимосвязаны?

3. Какой из этапов процесса маркетинговой деятельности (реализация плана и контроль) является наиболее важным, почему?

4. В каких случаях целесообразно в области маркетинговой деятельности разрабатывать специальные программы?

Семинар №9 - Тема 9. Организация и управление службой маркетинга

План:

1. Служба маркетинга, его роль на торговом предприятии;

2. Планирование деятельности службы маркетинга торгового предприятия по элементам.

Решите следующие ситуации:

 Ситуации 1,2 «Организация и управление службой маркетинга» (часть 2)

 

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности

 

Оценочное средство Методические материалы
Таблица по истории возникновения и развития административного управления Таблица заполняется самостоятельно (внеаудиторная работа) каждым студентом по шаблону с использованием различных источников информации. Оценивается содержательность, четкость, умение выделить главное и представить материал в краткой табличной форме
Устный опрос по теме Вопросы для собеседования содержаться в рабочей программе дисциплины, доступны студентам в любое время. Оценивается полнота и достоверность изложения материала, использование дополнительных источников информации по данной теме, умение грамотно, четко, структурировано излагать свои мысли, выслушать товарищей, сделать выводы по вопросу
Мини-кейс (работа малыми группами) Предлагается конкретная ситуация, в котором обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную проблему и предложить пути решения с привлечением имеющихся знаний. Оценивается умение организовать работу группы, быстро и четко найти возможные пути решения проблемы, умение работать с разными людьми (группы формируются стихийно), учитывать мнение окружающих, быть корректными в общении, несмотря на национальные, культурные различия. Оценивается умение привлекать имеющиеся знания других, в том числе смежных, дисциплин, выстроить алгоритм решения задачи, сделать выводы
Эссе Темы эссе предлагаются на выбор. Оценивается умение письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме
Решение ситуационных задач (в том числе самостоятельно и в малых группах) Предлагаются конкретные задачи на закрепление материала, практическое применение полученных по дисциплине знаний. Оценивается правильность, аргументированность решения задачи, структурированность и полнота ответов
Тестирование в системе i-exam Проводится два раза в течение курса освоения дисциплины по изученным темам. Студенты имеют возможность использовать тест для самообучения, пройти репетиционное тестирование по темам. Оценивается знание изученного материала
Деловая игра (работа малыми группами) Предлагается проблема, которая должна быть решена в ходе игры. Создается модель реальной ситуации (например, суда). Оценивается умение анализировать и решать типичные и нестандартные задачи, аргументировано и грамотно излагать свою позицию, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивается владением знаниями дисциплины, привлечение ранее полученных знаний, а также различной дополнительной информации при подготовке к игре
Контрольная работа Предлагаются задания по изученным темам в виде расширенных тестов (соотнесение столбиков, выбор нескольких правильных ответов). Оценивается качество знаний по дисциплине, умение решать типичные задачи по теме или разделу
Защита реферата Предлагается написать и защитить реферат по теме (публичная защита в виде презентации). Оценивается умение раскрыть тему, обозначить актуальность, представить различные точки зрения на решение проблемы, умение работать с различными источниками информации, оформлять ссылки на различные источники
Оценка публичного выступления по критериям Используется для оценивания студентами выступлений однокурсников, для формирования навыков публичного выступления
Подготовка резюме Предлагается составить резюме для устройства на работу (на выбор – либо прямо сейчас, либо после окончания университета по предложенному алгоритму. Возможно составление резюме по алгоритму, заданному компанией-работодателем. Оценивается грамотность, владение методикой самопрезентации, умение заинтересовать работодателя, оформление резюме
Подготовка презентации Предлагается приготовить презентацию с учетом требований к публичному выступлению, четкости, краткости и визуальной привлекательности. Оценивается умение преподнести кратко большой объем информации по теме, привлечь внимание к проблеме, выделить наиболее значимые вопросы, сформулировать актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования
Круглый стол Проводится на последнем занятии как оценка коммуникационных, информационных умений. Оценивается умение четко, аргументировано и структурировано изложить свою точку зрения за строго отведенное время, сделать выводы по результатам обсуждения проблемы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: