позволяет выявить ключевые моменты несовпадения линий поведения фирмы и поведения рынка. При этом определяется не только условие, характеризующее воздействие рыночной среды на деятельность организации, но и условия, отражающие степень влияния деятельности организации на pынок.
Проводя оценку конкурентного положения фирмы на рынке, выделяют пять последовательных этапов:
1. Выбор целевого рынка. Осуществляя его, фирма из множества доступных выделяет рынок, на который в дальнейшем будет ориентирована ее деятельность, т.е. фирма устанавливает границы своих интересов, а также принимает решение о выборе сегмента потребителей. Определение позиции фирмы в отношении целевого рынка, на который в дальнейшем будет ориентирована деятельность фирмы, рассматривается как стратегически важный момент в управлении маркетингом. Эта работа включает:
- анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок;
- оценку рыночного и потенциального спроса;
- ранжирование рынков по степени привлекательности;
|
|
- оценку уровня конкурентоспособности фирмы
и обеспечивает первую часть информации для оценки реального положения фирмы.
Конкурентная среда заставляет проводить анализ стратегии конкурентов, поведения потребителей, рассмотрение возможностей и опасностей, анализ каналов распределения товаров и определение основных опасностей и возможностей по каждому рынку для того, чтобы сформировать представление о наиболее привлекательных рынках для компании.
Этот выбор может осуществляться на уровнях:
1) конкурирующих фирм, производящих одну группу товаров;
2) конкурирующих групп товаров внутри одного класса товарной продукции;
3) конкурирующих классов товарной продукции на фоне общего товарного рынка.
Таким образом, управление маркетингом занимается, прежде всего, регулированием целевого рынка и классом решений об изменении сегмента целевого рынка. Углубленный анализ рынка позволяет выделить наиболее привлекательные его доли, произвести взвешивание опасностей и возможностей по каждой из них, принять решение об изменении сегмента целевого рынка. Приняв подобное решение, руководитель проводит его уточнение, выявляя наиболее сильных и значимых противников, действующих в пределах границ интересов фирмы.
2. Выявление потенциальных конкурентов. Потенциальными конкурентами объявляют тех, кто обслуживает рынок, выбранный фирмой в качестве своей цели, и кто непосредственно может влиять на количество потенциальных потребителей, реально уменьшая его, так как предлагают товар, аналогичный ее товарам по цене и качеству.
|
|
Соперников можно выявить, основываясь на мнении самих потребителей. Если покупатель самостоятельно, исходя из собственного опыта потребления данного товара, производит отбор предприятий, которых он считает основными предъявителями данной товарной группы, в этом случае эти предприятия и будут являться потенциальными конкурентами.
3. Анализ конкурентных возможностей рынка. следует начинать с изучения стратегий конкурентного поведения. В зависимости от финансовой, конкурентной позиции фирмы, привлекательности и стабильности рынка различают четыре основных вида стратегий конкурентного поведения компании на рынке:
- Агрессивная стратегия предполагает лидерство в издержках и стремление к высокой доле рынка.
- Конкурентная стратегия означает дифференциацию конкурентов и стимулирование преданности потребителей, а также сокращение их ценовой чувствительности.
- Защитная стратегия предполагает защиту прибыльных позиций компании и селективное отступление.
- Сегментационная стратегия включает ориентацию в рыночном пространстве и создание конкурентных преимуществ в отдельном сегменте рынка.
Для выявления конкурентной позиции фирмы с учетом удовлетворения быстро меняющихся потребностей рынка и соотношения конкурирующих на нем сил, следует также проанализировать 5 конкурентных сил (по Портеру).
4. Анализ выгод от конкурентной борьбы. В перспективе каждый руководитель должен иметь четкое представление о выгоде, которую он получит, осуществляя деятельность на рынке в условиях делового соперничества. Это подразумевает оценку конкурентного положения фирмы с точки зрения получения доходов, а также оценку приобретаемого опыта и навыка — элементов, лежащих в основе эффективной деятельности любого хозяйствующего субъекта.
5. Определение возможных путей достижения устойчивых преимуществ перед конкурентами и последующего достижения поставленных целей. Важными итоговыми показателями деятельности фирмы являются привлечение новых клиентов, увеличение ее доли на рынке и прибыльность.