Чеменева А.А., Столмакова Т.В. «Послушные волны»

       В программе предлагаются теоретические и методические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, программа, разработанная на их основе, и методические рекомендации по обучению плаванию детей 4—7 лет.

    Программа по плаванию включает нормативную и методическую части: программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, практической) и по годам обучения.  

 Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста плаванию;  закаливание и укрепление детского организма; создание основы для разностороннего физического развития.  

Задачи:

Обучать разным видам плавания, а также плаванию под водой.                                                     Обучать прыжкам в воду с возвышенности, подставки.                                                            Способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному психофизическому развитию. Повышать работоспособность организма.                                                                                   Приобщать к здоровому образу жизни, формировать гигиенические навыки, умение владеть своим телом в непривычной среде.                                                                                                           Обучать приемам самопомощи и помощи тонущему.

Программа разделена на разделы «Плавание» и «Здоровье» согласно возрастной категории детей дошкольного возраста. Содержание раздела «Плавание» построено на трех составляющих: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным способам плавания.                Раздел «Здоровье» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.                                                                                                              В программе представлены: • возрастные возможности каждого периода с 4 до 7 лет; • цели и задачи каждого этапа обучения • организация и проведение НОД • методические рекомендации для детей с отклонениями в здоровье • учебный план и расписание • перспективное планирование и график прохождения материала по каждому году обучения • тесты для оценки качества обучения плаванию • конспекты занятий.

Так же представлены организационно-методические рекомендации к работе инструктора по программе. Основной формой систематического обучения детей является занятие, которое состоит из трёх частей: водной, основной, заключительной. Игровое занятие проводится 1 раз в месяц.

2.2.2. Организация работы с детьми, соответствующей интересам детей и возможностям педагогического коллектива 

На основании анализа работы за год, с учетом интересов детей и возможностей педагогического коллектива, а также в целях развития способностей, творчества и самостоятельности в группах компенсирующей направленности организована кружковая работа. Данный вид работы включен в циклограмму организации совместной деятельности воспитателя и детей и культурных практик как детский досуг.  

 

 

  Название кружка

Адрес-ность

Цели, задачи Основные циклы, темы

Художественно –эстетическое развитие

(в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие, «Речевое развитие»

«Весёлые полоски (квиллинг)»

4-5 лет

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга. Способствование речевому развитию детей в процессе художественного конструирования из бумаги, развитие мелкой моторики. Рассматривание предметов, описание, отгадывание загадок, закрепление словаря в рамках лексической темы. Закрепление цветов и оттенков. Упражнения для развития мелкой моторики. Изготовление поделок.
 «Волшебные ладошки» (пластилино-графия)

 

 5 -6 лет

 

Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи: - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.                         - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.                                                                       -Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.                                                        -Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).                                                        - Учить работать на заданном пространстве.  Рассматривание предметов окружающего мира. Обследование предметов. Изображение предметов с помощью разнообразных трафаретов «Раскрашивание» пластилином Упражнения на развитие цветовосприятия Упражнения на развитие мелкой моторики
  «Волшебный мир оригами»  6-7  лет

Изучить искусство оригами; способствовать формированию художественного вкуса, развитию фантазии.

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук,

- совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности,

-развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка

-закреплять знание геометрических форм, знакомить со способами преобразования геометрических фигур;

- развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

  • Фигуры
  • Превращения
  • Умеем создавать по- разному (по образцу, заданным условиям, операционным картам, схемам, по словесной инструкции)
         

 

Описание педагогических технологий используемых в образовательной деятельности*

ТРИЗ

В последнее десятилетие бурными темпами идет накопление теоретических и практических исследований, рекомендаций, помогающих педагогу работать в современных условиях. Появилось целое направление, названное ТРИЗ –педагогикой, которое занимается разработкой технологий развития воображения, творческого мышлений и речи детей.

Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации достигал своей цели – сообщение знаний, но не мог научить их мыслить. Это стало возможным при использовании в обучении методов ТРИЗа.

В детском саду используются следующие методы:

«Многоэкранный оператор» -при ознакомлении:

- с предметами рукотворного мира (в средних группах)

- с объектами природного, социального мира (в старших, подготовительных группах) 

«Круги Луллия»

«Да- нетка»

«Противоречия»

«Эмпатия»

«Метод фокальных объектов»

«Составление текстов сказочного содержания»

Мнемотехника

     Мнемотехника - это система приемов и методов для запоминания информации. Мнемотехника (или как её еще называют мнемоника) использует для запоминания мысленное упорядочивание (расположение) запоминаемой информации и связывание её между собой с помощью ассоциаций. Для расположения и связывания используются возможности мышления (особенного образного), воображения, внимания.

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

Использование мнемотехники в дошкольном возрасте помогает не только развивать речь ребенка, способствует формированию самостоятельной инициативной личности.

Актуальность использования данной технологии очевидна:

· использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, а применение символов, пиктограмм и схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

     Цель использования технологии: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.                Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам (небольшие 4квадрата 2Х2), и позже — к мнемотаблицам.

Моделирование

      Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

       Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.

   Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

      Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

   Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

     Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. А это и есть понимание, мышление, воображение.

   Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

     Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что "что без плана можно только бредить" и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу, как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности воображения.

Моделирование используется в разных видах деятельности. Для того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей есть один путь - использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться:  

а) восприятие художественной литературы и фольклора

б) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

в) изобразительная

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Таким образом, в процессе игровых заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере способствуют используемые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: