Методика работы над иноязычным произношением

Содержание и последовательность упражнений данного курса определяется приведенной ранее моделью описания произносительной специфики немецкого языка. Вначале да­ется комплекс упражнений, направленный на тренинг фоне­тической базы, построенный на материале отдельных дви­жений речевых органов - это так называемая «гимнастика органов речи».

Все упражнения даны как на материале слогов, так и целых

* См.: Потапова Р.К., Линднер Г. Особенности немецкого произношения. М.: Высш. шк., 1991. С. 33;
высказываний и текстов с последующей их тренировке в потоке речи. Так, материалом слоговых упражнений являются не от­дельные изолированные слоги, а слова, которые следует про­износить по слогам. Этот вид упражнений предназначается для усвоения слоговой динамики, продвинутости языка впе­ред и объемности звука.

На первом этапе отрабатываются гласные [i, A, u] и все согласные, кроме [1, C, h, R, Î], которые отрабатываются на следующем этапе.

На втором этапе тренируются звуки [у:, Y, е:, E, о:, ï:, i] и приведенные  выше согласные. Цель упражнений - усвоение на материале акцентных групп контрастного выделения ударного слога, характерного для немецкой интонации, а также работа над мелодикой.

В упражнениях на материале фраз и коротких текстов за­крепляются фонетические явления, отрабатывавшиеся ранее.

В работе над произношением целесообразно использо­ватьспециальные опоры:

· Опора на уже сформировавшиеся навыки, поскольку человек, осваивая новый язык, всегда использует в той или иной степени уже имеющиеся у него навыки, как речевые, так и неречевые движения. Перенос произносительных навыков родного языка в иностранный происходит автоматически, поэтому необходимо путем сопоставления звуковой стороны родного и иностранного языка определить фонетические явления, которые без изменения могут быть перенесены из родного языка в иностранный. Такой перенос может быть использован при работе над отдельными звуками. Среди ва­риантов русской фонемы выбирается тот, который ближе всего к изучаемому звуку иностранного языка. Так, например русский звук [х] перед гласной [и] («хижина», «хитрый») может быть использован для работы над звуком [C] и т.д. Перенос произносительных навыков русского языка может быть осуществлен и в области интонации. Так, мелодика русского неполного вопроса с союзом «а», например: А ты?А письмо? очень близка к мелодике немецкого вопросительного предложения без вопросительного слова.

· При работе над произношением можно использовать также и неречевые движения органов речи: жевание, кашель, зевание и т.п. Так, смыкание и размыкание голосовых связок при кашле соответствует механизму образования твердого приступа гласных в начале слова или морфемы.

· Опора на вспомогательные предметы. При произнесении немецких огубленных гласных требуется энергичное округле­ние и выдвижение вперед губ. Для этого можно использовать следующее упражнение: студенты, обхватив кончик карандаша губами, удерживают его в горизонтальном положении, запоминая положение губ. Для произнесения аспирированных взрыв­ных согласных [р, t, k] можно использовать листок бумаги, держа его перед ртом при их артикуляции.

·  Опора на неречевую моторику. Движения головы, рук, ног, всего туловища находятся в тесной связи с дыханием и голосообразованием. Так, если пропеть любой гласный звук и одновременно производить рукой плав­ные круговые движения, а затем резкие, отрывистые для того, чтобы почувствовать, что тон голоса обусловлен движением руки. Это - пример связи между двигательным аппаратом с одной стороны и аппаратом дыхания и голосообразования - с другой. Другой пример: если одна рука человека производит движения в одном определенном ритме, то и другая рука и ре­чевой аппарат как бы настраиваются на тот же ритм. Движения рук и головы во время речи передают ее ритм: если говорящий выделяет ударением слово, то голова подчеркивает это легким кивком, рука - более или менее заметным жестом. Эти движе­ния, сопровождающие речь, выражены у разных людей по-разному, но они всегда присутствуют. В особенно тесной связи с речью находятся движения рук (Климов Н.Д. «Вводно-фонетический курс»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: