Основные конституционные права отражают множество нюансов, значений, различно акцентированных и часто трудно уловимых.
Учитывая особое значение основных прав, создатели Основного Закона выделили их как систему ценностей и требований в самом начале текста, в первом разделе конституции. Следует, однако, иметь в виду, что помимо зафиксированных в разделе I Основной закон гарантирует и другие права, которые по своим особенностям не отличаются от прав, обозначенных законодателем как основные (ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 101, ст. 103, 104).
Конституционный принцип демократического государства имеет своим содержанием понятие индивидуальной свободы человека и суверенитета народа. Свобода индивида провозглашается «основой и правовым источником демократии». Однако индивидуальная свобода личности не воспринимается как возможность действовать по собственному усмотрению. Она ограничена не только возможностями самого человека, но и интересами других лиц и общества, а также основами свободного демократического порядка, которые устанавливаются конституцией и законами. Отсюда высший смысл свободы как основы демократии видится в осознании гражданином собственной ответственности, ответственности за других и за общество в целом. В то же время государство, считая своей главной целью защиту жизни, свобод и собственности своих членов от неправомерных притязаний других, не может проникать в сферу личной жизни гражданина. Это нашло закрепление в федеральной конституции: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка или нравственного закона» (абз.1 ст. 2). И далее: «Свобода личности неприкосновенна. Вмешательство в нее возможно лишь на основании закона» (абз. 2 ст. 2). Среди гарантий – конституционное закрепление неприкосновенности достоинства человека (абз. 1 ст. 1), права на жизнь, свободу и развитие личности (абз. 1 и 2 ст. 2), равенства (ст. 3) и основных прав (ст. 4-10), а также гарантии, вытекающие из норм ст. 20, абз. 1 и 2 ст. 21, абз. 1 ст. 38, ст. 97, ст. 101-104 Основного Закона ФРГ.
|
|
Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне, так как положения конституций земель остаются в силе, поскольку они гарантируют основные права и соответствии со ст. 1-18 Основного закона (ст. 142).
В системе основных прав защита человеческого достоинства и право каждого на свободу занимают центральное место (ст. 1 и 2). Поскольку правами и свободами в равной степени обладают все, возможны коллизии при осуществлении основных прав, если к одному и тому же праву апеллируют с различных позиций многие лица. Поэтому использование прав и свобод ограничивается там, где начинается сфера прав других лиц. Действующий в ФРГ правопорядок обеспечивает в спорных случаях судебное разрешение такого рода конфликтов. Общее провозглашение права каждого на свободу дополняется целым каталогом специальных прав (на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнения, боду объединения и т.д.).
|
|
В ряду основополагающих конституционных принципов ведущее место отводится неприкосновенности достоинства человека. По немецкому праву содержание достоинства человека выступает в роли ключевого понятия при выделении человека из живой природы, определении характера взаимоотношений человека и государства, в частности соотношения роли человека как «цели» и «средства» государства.
Как конституционно-правовая категория неприкосновенность достоинства человека предстает в виде первоосновы государственной власти, конкретизируясь в субъективном праве человека на неприкосновенность достоинства, на его защиту и уважение со стороны государства, а также в других, основных правах. Право человека на неприкосновенность достоинства пролагается в невозможности его отчуждения: оно не может быть утеряно в результате болезни, виновного поведения и иных причин. Нарушением достоинства человека является пренебрежение ценностью человеческой личности (унизительные наказания физического и духовного характера, попрание формально-юридического равенства и т.п.).
С правом на неприкосновенность достоинства тесно связано право человека на уважение и защиту достоинства со стороны органов государственной власти, которым вменяется в обязанность сводить к минимуму опасность любых нарушений в этой сфере. В случае же таковых лито имеет право потребовать прекращения виновного действия, предъявить иск и добиваться возмещения ущерба в денежном выражении. Здесь вступает в действие судебная защита.
Конституционная норма, закрепляющая право на неприкосновенность достоинства человека, является фундаментом для других прав и свобод, базисной нормой для законодательства. В связи с этим важное значение для законодательной и правоприменительной практики имеют разъяснения Федерального Конституционного Суда, исходящего из того, что требование неприкосновенности человеческого достоинства «лежит в основе всех основных прав». Принцип неприкосновенности человеческого достоинства выступает в качестве критерия толкования других правоположений.
Германское гражданство. Конституция ФРГ проводит различие между всеобщими правами человека и так называемыми гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Основной закон не употребляет термин «гражданин». Согласно ст. 116 конституции немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, а также супруга или потомки одного из этих лиц. Немцами признаются также те бывшие граждане Германии, кто был лишен гражданства между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным мотивам, и их потомки. Они подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданства, если после 8 мая 1945 г. поселились в Германии и не выразили иной воли. Сегодня термин «немец» в правовом отношении практически идентичен термину «гражданин ФРГ».
Согласно ст. 16 Основного закона лишение германского гражданства запрещено, а его утрата возможна лишь на основании закона. Ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Более подробно вопросы гражданства урегулированы в Законе о государственной принадлежности от 22 июля 1913 г., который продолжает действовать сообразно ч. 1 ст. 123 Основного Закона. Конституция ФРГ относит регулирование вопросов гражданства к исключительной компетенции Федерации (п. 2 ст. 73).
|
|
Гражданство ФРГ приобретается в основном по рождению. Ребенок приобретает по рождению германское гражданство, если один из родителей является немцем. Для иностранцев основным условием приобретения гражданства является натурализация, т. е. издание административного акта по ходатайству заинтересованного лица. К иностранцу предъявляются определенные требования: быть дееспособным по законам своей страны, вести безупречный образ жизни, иметь жилище и быть и состоянии содержать себя и своих близких.
Гражданство утрачивается в результате приобретения иностранного гражданства, а также выхода из гражданства. Последнее осуществляется на основе административного акта по ходатайству заинтересованного лица. Определенные категории лиц по закону не могут выйти из гражданства (чиновники, судьи, солдаты, военнообязанные, не прошедшие срочной службы). Выход из гражданства считается недействительным, если вышедший из гражданства не приобрел в течение года иностранное гражданство.
Благодаря активной роли государства в значительной мере и достигнут высокий уровень жизни большинства немцев. Треть расходов федерального бюджета идет на социальные нужды. Однако, как утверждается в одном из решений Федерального Конституционного Суда, формирование социального государства не означает учреждение государства тотального благоденствия и не предполагает полностью управляемой и организуемой государством экономической системы. Государство стремится лишь к приблизительному распределению тягот между ним самим и гражданами и между отдельными гражданами. Согласно принципу социального государства последнее должно обеспечивать человеку минимальный прожиточный уровень и нормальные условия существования на возмездной и безвозмездной основе. Принцип социального государства выступает в качестве важнейшего элемента немецкой модели социально-рыночного хозяйства.