Система органов государственной власти

Глава государства.

Задача главы го­сударства – Федерального президента состоит согласно Основ­ному Закону в активных действиях по сохранению государствен­ного единства. Это единство он должен представлять во внешних сношениях и внутри страны. Как его носителю Президенту отводится роль нейтральной силы, эффективность которой – личный авторитет, нежели конституционно-правовая компетен­ция.

Данной задаче соответствует особый конституционно-правовой статус Федерального президента. Он является высшим государственным органом, не зависимым от указаний других органов и не подлежит никакому надзору. Соответственно с этим он занимает особое правовое положение в отношении бюджета, служебных функций и оплаты. Чтобы гарантировать его нейтральность (абз. 1 ст. 55), ему запрещается входить в со­став Правительства или законодательных органов федерации ли­бо земель. Ему отказано в праве состоять в какой-либо другой оплачиваемой должности, заниматься коммерцией или другой профессией, а также входить в состав руководства или наблюда­тельного совета предприятия, имеющего целью извлечение при­были (абз. 2 ст. 55). Так же, как и депутаты Бундестага, он пользуется правом иммунитета (абз. 4 ст. 60).

Федеральный президент избирается Федеральным Собранием – органом, который состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель на началах пропор­циональности (абз. 1 и 3 ст. 54). Избранным может быть каждый немец, обладающий активным избирательным правом и достиг­ший 40 лет. Для избрания необходимо большинство голосов членов Федерального Собрания. Если при двух голосованиях большинство не собрано, то избранным считается тот, кто при третьем голосовании соберет наибольшее число голосов (абз. 6 ст. 54). Повторные выборы допустимы только один раз (абз. 2 ст. 54).

Полномочия Федерального президента длятся пять лет. Он вступает в должность по истечении срока полномочий предшественника, однако не раньше, чем заявление избранного лица о принятии им должности поступит к председателю Бундестага. Основной За­кон не предусматривает досрочного прекращения полномочий Президента, за исключением нерегулируемых случаев ухода в отставку, утраты гражданства или способности занимать общественные должности и в случае возбуждения обвинения перед Федеральным Конституционным Судом против Федерального президента (ст. 61). В случае отставки Федерального президента или досрочного прекращения полномочий его функции исполняет председатель Бундестага (ст. 57).

В Основном Законе регламентированы участие Президента в законодательстве путем составления и обнародования законов (абз. 1 ст. 82) и некоторые его традиционные компетенции в сфере исполнительной власти. Сюда относится международно-правовое представительство страны, которое предполагает право заключать договоры с иностранными государствами, аккредита­цию и прием послов (абз. 1 ст. 59). Эта компетенция Президента ограничивается формальной стороной представительства страны в международно-правовых отношениях. Внешняя политика оста­ется делом Федерального правительства, а определение основ­ных ее положений – Федерального канцлера. Поскольку Закон не определяет иного, Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров. В отдельных случаях он от имени федерации осуществляет право помилования. Последние полномочия он может передавать другим органам власти (абз. 1, 3 ст. 60).

Существенно ограничены полномочия Федерального прези­дента по отношению к Бундестагу и Федеральному правительст­ву. Его право роспуска Бундестага ограничивается двумя случая­ми (абз. 4 ст. 63 и абз. 1 ст. 68), а влияние на образование и сроки полномочий Федерального правительства исчерпывается правом предложения (абз. 1 ст. 63), правом принятия решений по собственному усмотрению (абз. 4 ст. 63) и правом роспуска парламента (абз. 1 ст. 68).

Так как Федеральный президент не может исполнять свои функции только в рамках действующего законодательства, он обладает согласно Основному Закону полномочием правового контроля. В его компетенции перед составлением закона (ст. 82) проверить, соответствует ли данный закон (формально и матери­ально) конституции. Равно при заключении международно-правовых договоров (абз. 1 ст. 59) и при назначении и увольне­нии в отставку федеральных министров (абз. 1 ст. 64), федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров (абз. 1 ст. 60) он может проверить, имеются ли на пути заключе­ния договоров или назначений правовые преграды. Если на ос­новании этого контроля Президент отказывается от заключения договора или назначения, то его действия можно обжаловать в Федеральном Конституционном Суде, так что решение Феде­рального президента не является окончательным. Вот почему вопрос о его полномочиях правового контроля не имеет, как правило, большого практического значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: