Историософия П.Я. Чаадаева. Западники и славянофилы: философские и социально-политические взгляды

Чаадаев (западник). ОП: «Философическиt письма». Как религиозный мыслитель Чаадаев утверждал, что лишь под влиянием религии человеческий род может исполнить свое конечное предназначение. Естественный ход умственного разви­тия состоит в приня­тии религиозных истин как априорных. Естественные основы философии он видел в фактах, которые называл первичными. Что же касается основополагающих фактов, то они не могут быть выведены ни из предшествующих фактов, ни доказаны сами по себе и являются предметом веры. Поэтому устранение веры из философии равносильно уничтожению самой филосо­фии.

Онтология Чаадаева может быть признана как предтеча всеединства — целого направления философской мысли России XIX в. В основе мира лежит великое «ВСЕ», оно объективно и не зависит от человека.

Основополагающая идея гносеологии — объективная обу­словленность сознания. Чаадаев утверждает, что иного разума, кроме подчиненного, не существует. Поэтому инструментами познания физического мира являются рассуждение и ин­туиция. Используя эти средства познания, человек подчиняется закону, который раскрывается перед ним в движении вещей, и познание достигает высочайшей степени до­стоверности. Благодаря познанию природы человек может пред­видеть некоторые явления и с невероятной силой воздействовать на неодушевленную материю.

Познание духовного мира Чаадаев сравнивает с познанием мира физического, ибо все явления физического мира воспроиз­водятся в мире интеллектуальном. Поэтому и явления духа могут быть выведены по аналогии с явлениями материального мира. Духовный мир не есть мир чисел, не есть мир неотвратимых и точно фиксируемых следствий. Он есть мир свободных актов воли, и поэтому средства познания физического мира здесь непримени­мы. Все движение человеческого духа Чаадаев трактует как от­ражение непрерывного действия Бога на мир. Поэтому законы духовного мира непознаваемы с помощью обычных средств, ибо человек ничего не может знать о жизни потусторонней. Нам невозможно собственными силами возвыситься до познания того всеобщего закона, который неизбежно относится и к тому, и к другому миру. Такой закон «нам должен быть преподан высшим разумом».

Антропология. Человек — не самодовлеющая индивидуальность, так как его духовность унаследована «от наших предшественни­ков на земле». Мы пользуемся мировым разумом, той его долей, которую восприняли в продолжение личного существования. Мысль человеческая есть мысль рода человеческого. Родовая сущность человека реализуется лишь в сообществе с конкретными людьми, в рамках национальной культуры. У разных народов формиру­ется особый образ жизни и особая точка зрения, национальное сознание. Поэтому человек принадлежит человечеству вообще лишь через принадлежность к нации, и поэ­тому патриотизм — общий закон, нормальное состояние челове­ческих чувств. Народы — существа нравственные, и поэтому понимание истории должно быть осуществлено с позиций нрав­ственности.

Основополагающий принцип всей историософии Чаадае­ва — представление об истории как о созидании в мире «Царства Божия». Течение исторических событий и ум отдельного чело­века управляются не принципами и не деятельностью личности, но Провидением. Обретение истины в по­нимании истории предполагает выработку определенного способа понимания фактов. Философия истории должна найти принцип единства ис­тории человечества, ее всеобщий закон. Законосообразность ис­торического процесса означает наличие исторической необходи­мости, которую Чаадаев связывает с понятием свободы. Свобода подчинена необходимости, поскольку лишь та деятельность сво­бодна, которая ее (необходимость) учитывает.

Христианство - условие разви­тия культуры. Он выдвигал идею религиозного единения чело­вечества под эгидой христианства как носителя истинной духов­ности и мощного нравственного потенциала. Однако Чаадаев резко противопоставлял католическую и православную церковь, отдавая предпочтение католицизму, который, по его мнению, обусловил превосходство западноевропейской культуры над оте­чественной. Он обвиняет православную церковь в сохранении крепостничества в России. Чаадаев делает вывод, что только католичество является единственным носителем христианского начала. Нации и индивидуумы имеют свой характер и миссию. Россия характеризуется как страна отсутствующих тра­диций, мы не принадле­жим ни Западу, ни Востоку, наша история — небытие. Русский мыслитель неоднократно подчеркивал, что именно в силу своей отсталости Россия может избежать ошибок и заблуж­дений Европы. Освоив все ценное, что есть в Европе, Россия может стать центром религиозного синтеза и интеллектуальной жизни. Высказанные Чаадаевым идеи вызвали негативную реакцию.

Западничество (Станкевич, Герцен, Грановский, Ога­рев, Боткин, Кавелин). Тесную связь с круж­ком имел В.Г. Белинский. Западничество в целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интере­сом к западноевропейской философии, борьбой за «исправление» исторического развития России, перевод ее на пути европейской Цивилизации.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский, Хомяков) выступили с обоснованием особого пути исторического развития России. В своем понимании особенностей мировоззрения и исторической миссии славян они опирались на тезис о самодостаточ­ности русского национального сознания и культуры. Славяно­филы полагали, что в сфере политической жизни русское наци­ональное сознание получает наиболее адекватное выражение в монархии. По мнению Аксакова, в сознании русского народа понятия «государство» и «страна» противоположны. «Страна» в народном понимании означает общину, которая живет по внутренним нравственным законам и предпочитает путь мира, следуя учению Христа. Го­сударство же функционирует в соответствии с внешним законом, извлекая пользу от принуждения. Аксаков утверж­дал, что русская история является «всеобщей исповедью», ее можно читать так же, как «житие святых».

Славя­нофилы доказывали необходимость для России следовать само­бытным путем. Киреевский характери­зует древнерусскую образованность как цельную и разумную, а западную — как построенную на принципах дуализма и рацио­нализма. На Западе государство возникло в результате насилия и завоеваний, утверждал он, а в России — на базе естественного развития жизни. Разделению западного общества на классы он противопоставляет единодушие классов старой Рос­сии. Земельная собственность на Западе является основой граж­данских отношений, а в России она служит выражением личных отношений.

Хомяков формулирует основные принципы бытия национального сознания россиян. Это принцип соборности, как единства и свободы, опирающийся на любовь к Богу и его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога. Хомяков полагает, что «опрометчивые» реформы Петра I принесли разрушение ее по­литической жизни.

Хомяков является автором оригинальной философской кон­цепции. Он прида­вал особое значение таким внелогическим моментам познания, как воля, вера, полагая, что живая истина и особенно истина Божия не укладывается в границах логического постиже­ния: необходима гармония веры и рассудка.

Этические воззрения Хомякова носят выраженный религиоз­ный характер. Человек наделен волей и свободой, которая пред­полагает выбор между любовью к Богу и себялюбием. Он гре­ховен от природы, и только Бог может указать ему путь свободы и спасения от греха. Он будит в человеке сознание своей вины и в то же время проявляет к людям отеческую любовь. Огромное значение Хомяков придавал церкви как органичному целому, главой ко­торого является Иисус Христос. Церковь одна есть носительница истины веры, и познание этой истины предполагает единение всех верующих. Отсюда главный прин­цип церкви — соборность как свободное единство верующих, основанное на любви к Христу и божественной праведности. Ха­рактерно, что под словом «церковь» Хомяков понимал право­славную церковь как единственно истинную.

Хомяков верил в великую историческую миссию России — стать центром мировой цивилизации («самым христианским из всех человеческих обществ»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: