Всю совокупность рекомендаций по составлению учебной практической ситуации можно разделить на несколько групп:
- наличие «человеческого» элемента. Ситуация должна быть интересной по сюжету, близкой к реальности или создавать полное ощущение реальности событий, что достигается различными приемами (например: использование реальных названий городов, предприятий и продукта, фамилии участников, дат событий).
- желательной является сознательная драматизация ситуации
- стиль изложения должен обеспечить оперативное знакомство с материалом. Объем материала не должен превышать 20 страниц машинописного текста. Структура материала излагается как последовательность небольших разделов размером 0,3-1 страница машинописного текста с четко ориентированным заголовком. Диаграммы, графики, таблицы - это дополнительный материал для практической ситуации, и он приводится в приложениях.
- количество описываемых событий и фактов должно быть «ограниченно-достаточное». С одной стороны, необходимо «затуманить» ситуацию, «размазать» данные по всему материалу, но, с другой стороны, не должно быть абсолютно лишних данных и должна сохраняться общая (единая) его ориентация. Не следует подгонять данные под четкие теоретические зависимости, необходимо обновлять цифровой материал (например: учет динамики цен, масштабов, ассортимента).
|
|
Ориентация на логический анализ достигается чередованием в изложении действий и последствий, исключением из материала оценок, логических выводов и заключений. Материал дает констатацию событий (как фотография), а выводы и анализ возлагаются на студента, давая ему возможность самостоятельно сделать вывод.
С позиции аналитической трудности выделяют три группы «практических ситуаций»:
1. Имеются описания проблем и их ранений.
2.Имеются описания проблем, и необходимо высказать варианты их решения.
3.Имеется описание ситуации, необходимо выделить проблемы и их возможные решения.
Сценарий занятия
Учебное занятие с использованием практических ситуаций происходит по специфическому сценарию.
1. Первоначальное знакомство с материалом желательно осуществить заблаговременно.Каждый получает описание кейса и самостоятельно изучает материал. Для первоначального знакомства и индивидуального анализа обычно требуется от 20 до 120 минут в зависимости от объема материала.