Общие рекомендации по семинарским занятиям

Слово «семинар»латинского происхождения и означает «рассадник»- особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии студентов, где полностью реализуются ре­зультаты работы с материалами лекции, учебника, дополнительной литерату­рой. Одним словом, его участники знакомят друг друга с итогами самостоя­тельной работы. Он обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекций, проводится в каждой студенческой группе отдель­но.Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов, данных заранее. Преподаватель, давая воз­можность студентам свободно высказаться по рассматриваемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы обучающиеся были хорошо подготовлены. В про­тивном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скуч­ный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.

Семинар может проводиться в различных формах в зависимости от конкретного содержания предложенной темы, ее целевой установки, уровнем владения студентами формами самостоятельной учебной деятельности

Вот несколько общих советов, которые помогут подготовиться серьезно к семинарскому занятию:

- проанализируйтетему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательноизучите методические указания, данные преподавателем к плану занятия;

- проработайте материал, изложенный преподавателем в лекции;

- проанализируйте информацию по рассматриваемой теме в учеб­нике;

- рассмотрите дополнительную литературу, содержащую разные точки зрения, многообразие подходов к рассматриваемой теме, классифици­руйте их, постарайтесь дать анализ проблемы, показать возможный выход из нее. Хорошо, если ход мыслей будет законспектирован. Это даст возмож­ность выступить логично, четко и доказательно;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу предложенного плана, и аргументировано его обоснуйте;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебни­ком и научной литературой вопросы, чтобы на семинаре получить на них ответы.

В процессе работы на семинаре:

- внимательно слушайте выступления других участников семина­ра, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывание со своим мнением;

- активноучаствуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь,чтобы оно было подкреп­лено убедительными доводами;

- если Вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, то есть  нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы;

- в конце семинара кратко сформулируйте окончательные, пра­вильные выводы на вопросы, которые были рассмотрены.

Семинарские занятия проводят как традиционно, так и нетрадиционно. Представим некоторые нетрадиционные формы семинарских занятий, которые были апробированы в течение нескольких лет.

Семинар «Теоретическое исследование».

Занятие можно провести в трех вариантах, а именно:

1. На рассмотрение группы выносится один вопрос, но с разными точ­ками зрения на него. В ходе обсуждения студентам предоставляется возмож­ность присоединиться к одной из них или доказать свою.

2. В начале семинарского занятия объявляются вопросы для рассмот­рения. Каждому студенту выдается материал, имеющий отношение к одному из них. После ознакомления с предложенной литературой, студент должен определить свой вопрос и подготовить на него ответ.

3. Вопросы занятия и литература студентам известны заранее. В ходе семинара студент полно отвечает на один заранее подготовленный вопрос. Далее по желанию ответившие студенты могут принимать участие в рас­смотрении других вопросов. Однако в таком случае вопросы дробятся для того, чтобы на них могло ответить как можно большее количество студентов группы.

Семинар по методике «Малых групп».

Вся группа делится на четыре подгруппы, каждая из которых имеет свою задачу, а именно:

а)   «отвечающие» - рассматривают по регламенту основное содержа­ние каждого вопроса плана. Форма освещения вопроса выбирается на усмотрение подгруппы.

б)   «дополняющие» - работают тоже по регламенту. Их задача - сде­лать ответ на рассматриваемый вопрос группы «отвечающих» как можно
полнее, используя дополнительную литературу.

в)   «оппоненты» пытаются при необходимости оспорить выдвинутые
точки зрения первыми двумя подгруппами с достаточно серьезными обоснованиями своей позиции, задать уточняющие вопросы, поставить новые, вы­
сказать свое мнение по рассматриваемой проблеме.

г) «рецензенты» в основном работают письменно. В своих рецензиях
они дают оценку работы всех трех подгрупп.

Проводя семинар такого типа, преподаватель должен помнить, что пе­реходить к рассмотрению следующего вопроса следует только тогда, когда полностью высказались все подгруппы, кроме «рецензентов», т. к. их работа продолжается без озвучивания весь семинар. Результат их деятельности рас­сматривается на следующем семинаре. Однако, если по времени преподава­тель укладывается, то и слово «рецензентам» можно дать тоже.





Семинар - «Защита вопроса».

Его проведение предусматривает два варианта

Вариант 1.

Группа разбивается на подгруппы. Вопросы, которые были даны зара­нее, перед началом занятия раскладываются в конвертах на столе преподава­теля. Их должно быть несколько больше, чем подгрупп, так как для последних тоже должен быть выбор. Лидеры подгрупп выбирают один вопрос. Всем дается время для подготовки, а затем начинается защита полученного вопро­са, в которой принимает участие вся подгруппа. Закончившие защиту имеют право либо взять еще один вопрос и, тогда все повторяется вновь, либо ак­тивно принимать участие в оппонировании последующих защит своих това­рищей. Форму защиты выбирается самими участниками подгруппы.

Вариант 2.

Индивидуальная защита вопроса студентом. В таком варианте участие всех не обязательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: