Слово «семинар»латинского происхождения и означает «рассадник»- особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии студентов, где полностью реализуются результаты работы с материалами лекции, учебника, дополнительной литературой. Одним словом, его участники знакомят друг друга с итогами самостоятельной работы. Он обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекций, проводится в каждой студенческой группе отдельно.Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов, данных заранее. Преподаватель, давая возможность студентам свободно высказаться по рассматриваемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы обучающиеся были хорошо подготовлены. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.
|
|
Семинар может проводиться в различных формах в зависимости от конкретного содержания предложенной темы, ее целевой установки, уровнем владения студентами формами самостоятельной учебной деятельности
Вот несколько общих советов, которые помогут подготовиться серьезно к семинарскому занятию:
- проанализируйтетему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
- внимательноизучите методические указания, данные преподавателем к плану занятия;
- проработайте материал, изложенный преподавателем в лекции;
- проанализируйте информацию по рассматриваемой теме в учебнике;
- рассмотрите дополнительную литературу, содержащую разные точки зрения, многообразие подходов к рассматриваемой теме, классифицируйте их, постарайтесь дать анализ проблемы, показать возможный выход из нее. Хорошо, если ход мыслей будет законспектирован. Это даст возможность выступить логично, четко и доказательно;
- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу предложенного плана, и аргументировано его обоснуйте;
- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебником и научной литературой вопросы, чтобы на семинаре получить на них ответы.
В процессе работы на семинаре:
- внимательно слушайте выступления других участников семинара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывание со своим мнением;
- активноучаствуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь,чтобы оно было подкреплено убедительными доводами;
|
|
- если Вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, то есть нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы;
- в конце семинара кратко сформулируйте окончательные, правильные выводы на вопросы, которые были рассмотрены.
Семинарские занятия проводят как традиционно, так и нетрадиционно. Представим некоторые нетрадиционные формы семинарских занятий, которые были апробированы в течение нескольких лет.
Семинар «Теоретическое исследование».
Занятие можно провести в трех вариантах, а именно:
1. На рассмотрение группы выносится один вопрос, но с разными точками зрения на него. В ходе обсуждения студентам предоставляется возможность присоединиться к одной из них или доказать свою.
2. В начале семинарского занятия объявляются вопросы для рассмотрения. Каждому студенту выдается материал, имеющий отношение к одному из них. После ознакомления с предложенной литературой, студент должен определить свой вопрос и подготовить на него ответ.
3. Вопросы занятия и литература студентам известны заранее. В ходе семинара студент полно отвечает на один заранее подготовленный вопрос. Далее по желанию ответившие студенты могут принимать участие в рассмотрении других вопросов. Однако в таком случае вопросы дробятся для того, чтобы на них могло ответить как можно большее количество студентов группы.
Семинар по методике «Малых групп».
Вся группа делится на четыре подгруппы, каждая из которых имеет свою задачу, а именно:
а) «отвечающие» - рассматривают по регламенту основное содержание каждого вопроса плана. Форма освещения вопроса выбирается на усмотрение подгруппы.
б) «дополняющие» - работают тоже по регламенту. Их задача - сделать ответ на рассматриваемый вопрос группы «отвечающих» как можно
полнее, используя дополнительную литературу.
в) «оппоненты» пытаются при необходимости оспорить выдвинутые
точки зрения первыми двумя подгруппами с достаточно серьезными обоснованиями своей позиции, задать уточняющие вопросы, поставить новые, вы
сказать свое мнение по рассматриваемой проблеме.
г) «рецензенты» в основном работают письменно. В своих рецензиях
они дают оценку работы всех трех подгрупп.
Проводя семинар такого типа, преподаватель должен помнить, что переходить к рассмотрению следующего вопроса следует только тогда, когда полностью высказались все подгруппы, кроме «рецензентов», т. к. их работа продолжается без озвучивания весь семинар. Результат их деятельности рассматривается на следующем семинаре. Однако, если по времени преподаватель укладывается, то и слово «рецензентам» можно дать тоже.
Семинар - «Защита вопроса».
Его проведение предусматривает два варианта
Вариант 1.
Группа разбивается на подгруппы. Вопросы, которые были даны заранее, перед началом занятия раскладываются в конвертах на столе преподавателя. Их должно быть несколько больше, чем подгрупп, так как для последних тоже должен быть выбор. Лидеры подгрупп выбирают один вопрос. Всем дается время для подготовки, а затем начинается защита полученного вопроса, в которой принимает участие вся подгруппа. Закончившие защиту имеют право либо взять еще один вопрос и, тогда все повторяется вновь, либо активно принимать участие в оппонировании последующих защит своих товарищей. Форму защиты выбирается самими участниками подгруппы.
Вариант 2.
Индивидуальная защита вопроса студентом. В таком варианте участие всех не обязательно.