Практические рекомендации по проведению занятий с использованием кейсов

1.Общее число участников в группе может существенно варьироваться

2.Для удобства общения преподавателя с группой, если он не знаком со всеми слушателями, целесообразно на стол перед каждым из них поста­вить табличку с его именем.

3.Большую роль в проведении эффективной дискуссии играет расста­новка столов при обсуждении в аудитории. Наименее удобной является тра­диционная расстановка, когда столы стоят в аудитории рядами, один за другим. В этом случае возникают значительные неудобства при выступлении слушателей с задних рядов, что затрудняет общение и обсуждение. Наилуч­шим решением является расположение участников вокруг круглого стола. В этом случае обеспечивается хорошая видимость для всех участников обсуж­дения, психологически комфортная обстановка для дискуссии

Для групп средних размеров целесообразно применять расположение в аудитории в форме буквы «П», увеличивая число рядов с ростом численно­сти группы. Если слушатели сидят в два-три ряда, то следует использовать «шахматный» способ их расположения, чтобы первый ряд не закрывал слу­шателей второго ряда Одной из компромиссных форм является расположение слушателей при концентрации малыми группами.

Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке кейсов используются условные названия и фак­тические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении семинара историческая справка по ситуации дается в сжа­том, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсужде­ния виде. Участник семинара может иметь меньше информации по проблеме чем тот, кто сталкивается с ней на практике. Но это не означает, что в про­цессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся информации факты и сведе­ния, которые необходимы для принятия решений.

Участник семинара не должен связывать себя предыдущими решения­ми. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат - неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение.

Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действи­тельности. Основные вопросы, обсуждаемые на семинаре: почему? и как?, а не что? Дискуссия не означает обязательность ответа на вопрос хорошее или плохое будет принято решение. Оценку такого рода должен сделать само­стоятельно каждый участвующий в дискуссии.

Надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зави­сит от способности отделять существенное от несущественного.

Нельзя забывать, что другие участники семинара могут не согласить­ся с таким пониманием не относящихся к делу фактов. В ходе разбора ситуа­ции участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого посту­лата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же, как и в по­вседневной жизни.

Коллоквиум

Слово латинского происхождения и означает - собеседование. Этот вид учебно-теоретических занятий представляет собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного

курса.

Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии,в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргумен­тируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, на­сколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Таким образом, данная форма учебного занятия предполагает обяза­тельное активное участие всех присутствующих.

Практическое занятие

Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях.Особое внимание на таком занятии уде­ляется выработке учебных или профессиональных навыков, которые форми­руются в процессе выполнения конкретных заданий - упражнений, задач и т. п. под руководством преподавателя.

Готовясь к занятию,студент должен поработать с материалом, полу­ченным на лекции и в процессе самостоятельной работы, подобрать необхо­димую учебную и справочную литературу.

Студенческая группа разделяется на подгруппы Цель - преподаватель имеет возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультативную помощь.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему регулярных упражнений, направленных на раз­витие и совершенствование определенных навыков.

 

3. Организации самостоятельной учебной дея­тельности студентов в вузе и  рекомендации по ее проектированию

Самостоятельная работастудента является одной из важнейших со­ставляющих учебного процесса в вузе, в ходе которой происходит формирова­ние знаний, умений и навыков, а в дальнейшем обеспечивает усвоение студен­том приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать профессиональные и научные задачи

Основной предпосылкой в разговоре о формах самостоятельной рабо­ты студентов должны стать тезисы о том, что обучение в вузе - процесс не односторонний. Он направлен на передачу знаний от обучающего к обучаемому, требует весьма значительных усилий, активности студента в освоении избранной специальности.

Кроме того, высшее образование способствует решению задач форми­рования личности (воспитание), выработке профессионального мышления (развитие), расширению кругозора и мировоззренческих позиций (общее об­разование), привития навыков самоорганизации и др. В итоге, повышение эффективности обучения в целом будет заключаться у студента в стремлении реализовать все названные функции. Разумеется, самостоятельная учебная деятельность студента при освоении разных специальностей имеет свои осо­бенности. Мы же рассматриваем ее в контексте овладения знаниями в педагогическомвузе. Её особенности определены в нормативных документах, на­пример, в квалификационной характеристике выпускника, где говорится, что учитель должен не только обладать теоретическими знаниями в этой сфере («знать», «осознавать», «понимать»), но и, главное, «уметь» их применять. Соотношение этих компонентов выступает свидетельством значения правильной организации самостоятельной учебной работы студента

Для дальнейшего рассмотрения вопроса о самостоятельной учебной деятельности студентов необходимо дать некоторое пояснение о том, что она включает в себя.

В связи с тем, что все больший объем учебного материала передается на самостоятельное изучение студентам, требуется дополнительное методическое обеспечение дисциплин в том числе и по вопросам самостоятельной работы. Мы будем рассматривать ее в следующих направлениях:

- как разновидность учебных занятий в вузе

- как способы, которыми овладевают обучаемые при получении знаний.

Исходя из этого основные задачи самостоятельной работы обучаю­щихся - это активизация познавательной деятельности студентов и рационализация их труда. Причем необходимо отметить,что именно первая состав­ляющая является направленной на мыслительную деятельность. Однако не­обходимо учитывать обе стороны, т. к. одна без другой дать положительного результата не могут. Это сделать сложно, т. к. сказывается большая недора­ботка школы, которая недостаточно учит школьников работать самостоя­тельно. Поэтому на помощь преподавателю и студенту приходят методику как частные, не традиционные, так и традиционные. Большое значение имеет стремление пользоваться ими для достижения желаемых результатов. Поэто­му организация самостоятельной работы студентов весьма сложный управ­ленческий процесс.

Имеется множество форм самостоятельной работы студента в ходе по­лучения образования. В их основе лежит познавательная потребность, кото­рая относится к высшим духовным потребностям; И одним из путей реализа­ции этой потребности является получение знаний. Обратим внимание на две главные формы самостоятельной учебной деятельности студента, а именно: на учебные и внеучебные. Учебные - это лекции, семинарские, практические занятия. К форме внеучебного времени, можно отнести работу с основными и дополнительными источниками, каждый из которых имеет свои особенности. Привитие навыков самостоятельной работы в связи с этим приобретает большое значение, т. к. прорабатывая материал, обучающиеся не только расширяют знания, но и приобретает и закрепляет такие навыки, как умение работать с научно-методической литературой, подбирать ее в соот­ветствии с интересуемой проблемой, адаптировать к конкретным условиям работы. Различают самостоятельную работу под руководством преподавать ля и самостоятельную работу по самообразованию. Второй аспект имеет преимущество, а именно:

- возможен глубокий и всесторонний охват изучаемой проблемы;

- осуществляется знакомство с различными точками зрения по во- просу;

- студент подбирает для себя наиболее оптимальный темп изучения
проблемы.

Однако есть и отрицательные стороны данной формы работы. Это:

- отсутствие возможности быстрой проверки качества, уровня и правильности усвоения информации;

- могут быть упущены различные аспекты изучаемой проблемы;

- применение изученного материала на практике может идти путем «проб» и «ошибок» из-за отсутствия консультации специалиста, в данном случае, преподавателя.

Исходя из этих посылок о роли и значении самостоятельной работы студента, можно сказать, что самостоятельная работа студента выступает универсальной формой обучения, поскольку может применяться в процессе всего обучения в вузе, а также в дальнейшей профессиональной деятельности учителя.

Полностью самостоятельная деятельность студентов по самообразова­нию возможна только при условии научения их навыкам такой работы. Эти навыки создают условия не только для получения новых знающ но и для пополнения уже имеющихся. Это в свою очередь сказывается и на развитии и укреплении профессионального интереса и качества преподавания. В ходе работы над совершенствова­нием навыков, о которых говорилось выше, появляется чувство удовлетво­ренности, как у студентов, так и у педагогов, что создает ситуацию успеха. У студента, получившего отличную или хорошую отметку своим усилиям, по­является желание еще раз ответить на занятии, лучше приготовить получен­ное задание и т. д. Ситуацияуспеха порождает уверенность в своих силах, способствует более быстрому преодолению психологических барьеров соз­дает комфортную обстановку для дальнейшего самосовершенствования. Все это способствует закреплению профессионального интереса, что приведет в дальнейшем к стремлению добиваться более высоких результатов.

Второе главное понятие - это проектирование. Общеметодологиче­ское освещение сущности проектирования учебного процесса и трактовка его основных понятий находит отражение в известных работах С.И. Высоцкой, М.В. Кларина, В.И. Михеева, В.В. Серикова, М.А. Чошанова, И.С. Якиманс­кой и др. Конструирование проектов педагогической деятельности в настоя­щее время составляет специальную область, получившую название педагоги­ческое проектирование. Обратимся к рассмотрению его сущности. Проекти­рование в образовании- это процесс «выращивания» новейших форм общ­ности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содер­жаний и технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления. В ряде исследований оно трактуется как предварительная разработка основных деталей предстоящей учебной деятельности учащихся и педагогов (Безрукова B.C.). Данное определение становится более полным и точным, если его дополнить идей необходимости прогнозирования конечного результата данной педагогической системы. Это имеет научное обосно­вание, потому что «педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития чело­века» (Безрукова B.C.).

В соответствии с другой точкой зрения, проектирование - это замысел, план, создание прообраза, предполагаемого или возможного объекта состояния (Якиманская И.С.).

В добавление к этому необходимо отметить, что важную роль играет подготовка студентак самостоятельной работе по овладению знаниями, т. к., приобретаются необходимые навыки мыслительной деятельности, уме­ние писать научные работы, выступать публично.

Как видим, в подходе к объяснению понятия и сути педагогического проектирования имеется несколько позиций, каждая из которых, не исключая других, вносит определенное уточнение в его толкование.

В целомследует говорить о двух возможных трактовках термина «пе­дагогическое проектирование»: а) в широком смысле слова, когда оно включает конструирование теоретических и нормативных моделей на основе еще более общей педагогической теории; б) в узком смысле слова, - собст­венно проектирование, - обозначающем создание конкретных проектов, не­посредственно направляющих практическую деятельность преподавателя и студента.

Кроме того, дидактикой найдены разнообразные приемы, позволяю­щие решать задачи проектирования и организации познавательной деятель­ности студентов, а именно: использование алгоритмических предписаний (Ланда Л.Н.), приемов программированного (Беспалько В.П.) и проблемного (Махмутов М.И.) обучения, структурно-логических схем (Подласый Г.Ф., Степанищев А.Т.) и планов обобщенного характера (Якиманская И.С.).

Исходя из вышесказанного, следует основной вывод, что самостоя­тельная учебная работа в вузе - это обоюдная деятельность преподавателя и самого обучающегося.

Некоторые формы самостоятельной учебной деятельности сту­дента

Рассмотрев общие положения понятия «самостоятельная работа», не­обходимо остановиться на некоторых ее формах, реализация которых преду­сматривает у студентов динамику внутренних изменений к учебному процессу как накоплению знаний. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы студента в отсутствие преподавателя является важнейшей задачей обучения в вузе.Ежедневно такой работе надо отводить 3-4 часа в день. При этом важно осуществлять самоконтроль,который является необходимым условием успешной работы. Важно понять, что методически правильно организованная работа студента в ауди­тории и вне ее является обязательным условием в получении успеха. С этой целью усилиями каждой кафедры и библиотеки вуза подбирается конкрет­ный набор учебников, планов лекционных и семинарских занятий, создаются электронные методические комплексы по изучаемым предметам, что позво­ляет активно использовать их в учебном процессе. Этот процесс изменяет отношения между студентом и преподавателем. Если на первом курсе препо­давателю принадлежит активная созидательная позиция, где студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последова­тельность должна измениться в сторону активного стремления к самообразо­ванию, т. к. процесс самостоятельной работы должен перерасти в творческий.

Как правило, преподаватель работает отдельно с каждой группой, что позволяет оценить степень подготовленности каждого студента к самостоя­тельному изучению материала. В результате, обучение студентов складывается из двух наиболее существенных составляющих - самостоятельного изу­чения учебного материала и аудиторной работы с преподавателем.

Практически все виды аудиторных учебныхзанятий, даже лекции, требуют от студентов предварительной самостоятельной учебной деятельно­сти. При этом гораздо большее значение имеет не то, сколько из рекомендо­ванной литературы изучил студент, а насколько глубоко он осмыслил этот материал. В итоге студенты приобретают навыки эффективной мыслитель­ной деятельности, обучаются рациональным приемам труда с первоисточни­ками и выполнению других работ в своей учебной деятельности

В основе мыслительных операций лежат такие образовательные про­цедуры, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной дея­тельности, самооценка и др. Наиболее сложным в данном перечне является процесс целеполагания. Имеются общие условия выполнения студентами данной процедуры, а именно:

- наличие познавательного стремления студента;

-  определение предмета своей цели;

- представление предполагаемого результата;

- вербальное (словесное) формулирование цели;

- возможная корректировка поставленной цели

В основе выполнения данных процедур лежит культура чтения.Чтобыуспешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными учебными умениями и навыками, ккоторым относят:

- умение накапливать информацию:

- умение творчески ее перерабатывать;

- умение выдавать новую информацию;

- умение находить на все это время.

Другими словами, культура чтения - это понятие достаточно широкое, которое включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, умение ра­ботать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различного вида записи

Скорость чтения - не самоцель. Она обязательно должна сопровож­даться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, ос­мыслением, запоминанием самой существенной информации

Цели чтения:

- информационно-поисковая - найти нужную информацию;

- усваивающая - понять информацию и логику рассуждения;

- аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

- творческая - на основе осмысления информации дополнить и раз­вить ее.

Виды чтения:

- библиографическое чтение- просматривание карточек каталога, рекомендательных списков литературы, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения - по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе;

- просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, по­скольку с его помощью можно предположить, что в книге или статье данного названия содержится интересующая информация. Для окончательного реше­ния вопроса необходимо просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, дей­ствительно ли в них находятся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавли­вается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтениеподразумевает сплошное, достаточно вни­мательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.

Цель- познакомиться с характером информации в целом, уяснить, ка­кие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку мате­риала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживаю­щие особого внимания.

Изучающее чтениепредполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения

появляется доверие к автору, готовность принять и впитать всю предлагае­мую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критичекое и творческое чтение - два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критиче­ский анализ информации: второе - поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

Основное качество квалифицированного, профессионального чте­ния - гибкость, требующая умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

В заключение высказанных мыслей несколько общих советов:

- полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте;

- ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения;

- проводите мыслительную обработку полученной информации выделяйте исходную информацию и новую; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определенным признакам, выделяйте зависи­мости; соотносите извлеченную информацию с имеющимися знаниями; свер­тывайте информацию путем обобщения.

Рассмотрим одну из наиболее сложных операций в ходе самостоятель­ной учебной деятельности - составление мысленной модели ответа (ММО). Проектируя данную модель ответа, следует исходить из того, что она помо­гает студенту аргументировано и логично излагать свои мысли в течение длительного времени. Кроме того, ММО - это небольшой объем вторичного документа, что дает возможность в отличие от достаточно крупных форм студенческих работ - курсовой работы, академического реферата, составле­ния опорного конспекта - многократно воспроизводить творческий процесс, отрабатывать умения в изменяющихся условиях.

Представляем шаги построения такой модели:

1) называется тема ответа, рассуждения и т. д.;

2) после прочтения выбранного текста (ов), формируется главная мысль (цель) ответа с использованием ключевых слов: пояснить, объяснить, сказать, показать, рассказать с обоснованием («потому, что»; «для того, чтобы» и т. д.), т. е., имеется ввиду, использование полученных знаний в дальнейшем;

3) осуществляется опора на ранее изученный материал (повторение) т. е. обращается внимание на то, без чего не могло бы произойти рассматриваемое событие;

4) тезисное содержание ответа (или его план), так называемый «принцип ладошки»;

5) на выбор студента определяется «изюминка» ответа - важное (с ответом на вопрос «почему?»), сложное или интересное. Эта часть темы раскрывается подробно;

6) в конце модели делается вывод, который созвучен с главной мыслью;

7) допускается примечание, т. е., что еще можно было бы добавить для более полного раскрытия темы.

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Первый и второй шаги. Определяется тема ответа, рассуждения и т. д. Затем происходит формулирование главной мысли (цели) ответа. Для этого применяются ключевые слова (на выбор): пояснить, объяснить, доказать, по­казать, рассказать. Данный выбор обосновывается словами потому, что; для того, чтобы и т. п., т. е. имеется в виду, необходимость использования полу­ченных знаний в дальнейшем.

Это начало модели ответа. От него зависит направление раскрытия со­держания темы. Создание самостоятельного, завершенного, информационно насыщенного продукта позволяет студенту пройти весь путь решения твор­ческой задачи - от момента зарождения творческого замысла до его вопло­щения во вторичном продукте. Процесс создания вторичного документа начинается с осмысления содержания первичного например, научной статьи в журнале, переориентирует студента с привычного со школьных времен (а зачастую и закрепленного в вузе) порядка работы над собственным произве­дением: вместо раскрытия темы, заданной преподавателем, ответа на вопрос, сформулированный им же, - сначала постановка собственного вопроса (цели) и лишь затем - поиск ответа на него. Это главное, т. к., цель любой дея­тельности, в том числе и учебной - это ее предвосхищаемый результат. Поставить цель - значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответст­вующий результат того, кто ее сформулировал.

Говоря об обосновании цели, поставленной студентом, необходимо иметь ввиду, что на данном этапе построения мысленной модели ответа соз­дание вторичной информации дает возможность получать информацию «впрок», создавая «эффект бокового зрения» по теме, вырабатывает гибкость мышления.

Третий шаг. Опора на ранее изученный материал (повторение), т. е. обращается внимание на то, без чего не могло произойти рассматри­ваемое событие.

На этом этапе построения ММО от студента требуется обязательное возвращение к ранее пройденному материалу (повторение),который по­стоянно держится в поле зрения, пополняя систему знаний, позволяет видеть «светящиеся» точки на протяжении всего изучения предмета, создавая долго­временную память. Таким образом, происходит естественный процесс накоп­ления знаний, их усвоение в удобном для обучающегося темпе.

Для заполнения содержанием данного шага возможен набор материала и из других тем, использование дополнительных источников, т. е. студенту дается возможность проявить свое творчество, показать высокий уровень знания темы.

Четвертый шаг. Тезисное содержание ответа (или его план), так называемый «принцип ладошки».

На этом этапе работы необходимо продумать план ответа (выступле­ния) либо составить тезисы раскрытия темы, которые бы соответствовали поставленной цели (см. второй шаг). Это очень важно, т. к. от логики из­ложения проработанного материала зависит качество знаний. Кроме того, необходимо, чтобы выступление, по выражению К.С. Станиславского, имело «сверхзадачу», т. е. нужно представить себе идеальный исход: чего Вы хоте­ли бы в идеале? Если Вы будете иметь в виду сверхзадачу, то задачу уж точ­но выполните.

Есть два вида плана - рабочий и план выступления. Составление рабочего плана.Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Путать эти два плана - грубейшая ошибка. Рабочий планподчинен логике, он прямолинеен, в нем нет интриги, завязки, интересных деталей. Как же он составляется?

1. Рабочий план не должен воспроизводить структуру какой-либо книги, т. к. в этом случае Вы станете ее рабом. Ваша задача - использовать мысли автора в своих целях.

2. Рабочий план должен содержать не менее четырех вопросов, которые бы отсылали Вас к различным источникам.

План выступлениядолжен содержать интригу, завязку, интересные детали. Например, вначале характеристика эпохи рассматриваемого события, потом анализ разных точек зрения по данному вопросу, включая и современ­ные трактовки, определение роли личности в данном событии, работа над терминами, раскрытие содержания. Закончить логику выступления обязательно выводом. В таком случае у Вас получится действительно самостоятельный ответ, а не пересказ какого-либо одного автора Если этого не будет, то это - слабое выступление, даже если информация для него подобрана за­мечательная.

Один из вариантов подготовки данного шага ММО. Начинать надо со сбора материала - это важный этап. Здесь есть несколько секретов.

1. Сбор материала- это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслейпо поводу данной темы. Поэтому его нельзя оставлять на последние день-два.

2. Очень важно приходящиеВам в голову мысли записывать. «Мысль изреченная» - явление совершенно особое. И не случайно величай­шие умы человечества, от Кратила (древнегреческий философ, 5 в. до н.э.) до Фуко (французский физик), столько размышляли над фундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью оформлен­ной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли - это всегда качественное преобразование ее содержания. Поэтому, когда Вы берете в руки карандаш и фиксируете пришедшую в голову идею, Вы сразу же убиваете множество зайцев, т. е.,

а)   чтобы записать идею, Вы должны ее четко сформулировать, что для
действительно новых, оригинальных, еще только созревающих мыслей весьманемало;

б)   пока Вы не выплеснули ее на бумагу, Вы никогда по-настоящему не
сможете освободиться от нее, не сможете перейти к обдумыванию следующих пунктов выступления;

в)   записанная мысль теперь может стать достоянием другого человека

Совершенно справедливо встает вопрос: где именно записывать?

Каждый выбирает это по своему вкусу. Например, в учебном процессе это специальные тетради по предмету. А вообще это зависит от организованности самого человека. Идеальный вариант- всегда иметь при себе набор заранее подписанных и рассортированных карточек, куда можно легко и бы­стро записать пришедшие вам в голову мысли по данной теме или другим темам. Если же Вы человек несобранный или рассеянный, можно использо­вать случайные листочки бумаги, подручный материал. Главное,чтобы это не были отдельные листочки, которые могут быстро затеряться. В настоящее время эту роль может выполнить компьютер. Нужно только завести отдельный файл, куда Вы сможете заносить пришедшие Вам в голову мысли, а по­том их обработать. Это удобно, т. к. обычно Вам приходится работать не по одной теме, не по одному предмету, а сразу по трем или четырем. И когда Вы начнете обрабатывать этот материал, то обнаружите, что процентов на 80 выступление уже готово.

г) старайтесь обсуждать тему, свой вопрос со всеми, с кем только воз­можно. Почему?

- Обсуждать то, что Вам совершенно неинтересно, Вы в нефор­мальной обстановке не сможете. И если Вы чувствуете, что ни с кем не мо­жете обсуждать свою тему, значит, Вы еще плохо к ней подготовлены. Ниче­го своего в ней не нашли.

- Если человек, с которым Вы беседуете, не является компетент­ным в этой области, это не неудача, а просто находка для Вас!Он будет задавать Вам вопросы о вещах, которые Вам кажутся очевидными, а пояс­нение их может составить для Вас определенные трудности

- Если же человек, беседующий с Вами, будет осведомлен о пред­мете разговора - не нужно и пояснять. Это тоже будет для Вас счастливая находка.

На этом этапе еще необходима работа с литературой.Наш совет - начинайте с книг максимально общего плана. К сожалению, сегодняшние студенты игнорируют справочную литературу. А ведь словари, энциклопе­дии дают общие представления по теме, и, более того, у Вас появляются во­лосы, которые Вы бы хотели уточнить. Заглянув в них, Вы начинаете ясно представлять себе, что именно надо узнать подробнее, в чем разобраться и т. д. И после этого уже книги по теме Вы читаете в так называемом активном режиме, т. е. не просто пассивно вбирая в себя материал, а уже зная, ответы на какие вопросы необходимо найти. Кроме того, по мнению К.П. Сорвина, если вы хорошо, грамотно составили рабочий план, то по одному из его пунктов Вам вполне может хватить энциклопедии.

Пятый шаг. По выбору студента определяется «изюминка» ответа. Это - важное (с ответом на вопрос «почему?»), сложное или интересное.  Данная часть ответа раскрывается наиболее подробно.

Начинать надо с написания текста. Выступающему написать текст целиком очень даже полезно. Прежде всего, психологически.Когда Вы знаете, что перед Вами лежит полный текст, это придает уверенности. Учить наи­зусть выступление не нужно, но отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить. И, прежде всего - это начало и конец речи,причем желательно иметь несколько вариантов и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь, если Вы готовы к выступлению, то са­ми мысли изложить не сложно, а вот сделать плавный переход от одного пункта к другому может стать для Вас проблемой.

Удобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разде­лов. И никаких зачеркиваний, надписываний, т. к. текст выступления должен легко восприниматься. При одном взгляде на него Вы должны видеть интере­сующий Вас фрагмент. Когда у Вас появится опыт выступлений, то можно будет обходиться подготовкой развернутого плана-конспекта, содержащего основные положения выступления и подробно прописанные переходы между частями.

Готовое выступление лучше всего прорепетировать. Хорошо, если это будет живой слушатель, в крайнем случае, диктофон или магнитофон.

Если Вы выбираете направление важности,то необходимо обязательно это объяснить, т. к. может это важно только для Вас, а другие это не счи­тают важным. Может быть, это важное в целом по теме и с этим согласна наука и т. д.

Если Ваше направление в данной части ММО, на Ваш взгляд, является сложным или интересным, то в таком случае пространных объяснений не требуется. Сложное становится понятным, если его разобрать подробно, а интересное - это подбор материала, который раскрывает сущность рассматриваемой темы путем подбора малоизвестных фактов, рассмотрения разных точек зрения и т. д.

При разработке данной части ответа особенно важна работа над понятийным аппаратом, т. е., пользование словарями.

Шестой шаг. Вывод, который должен быть созвучен с главной мыслью модели ответа.

Вывод начинается со слов «так как», «таким образом», «в результате» и дальше используются слова, которые были заявлены в главной мысли, а именно: рассмотрев, обсудив, доказав, показав, рассказав. После этих слов «формулируется сам вывод.

Седьмой шаг. Примечание, т. е., что еще можно было бы добавить для полного раскрытия темы. В этой части модели можно показать пути дальнейшего рассмотрения заявленной темы

Вместе с тем отметим, что для полного овладения умением составле­ния мысленной модели ответа каждый ее шаг или несколько объединенных шагов отрабатываются определенное время, и только тогда, когда и препода­ватель и студент будут уверены в достижении данного умения, можно пере­ходить к следующему шагу или группе шагов. Выполнение этого требования позволяет избежать перегрузки, а обучающийся не будет бояться затрудне­ний, возможных на следующем этапе работы

Таким образом, создается атмосфера «управляемой свобода», где студентам предоставляется возможность выбора способа деятельности, а это в свою очередь выступает побудительной силой в овладении знаниями. Структура ММО образует замкнутую систему, имеющую цель, средства реа­лизации и результат. Кроме того, важно сказать, что при проектировании и реализации ММО контролируются:

- доступность материала;

- эффективность использования знаний на уровне воспроизведения и обобщения;

- качество усвоения знаний.

Использование ММО в процессе учебной деятельности, дает студен­там стимул, стремление получить более качественные знания самостоятельным путем, а также применить их в новых условиях.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: