Семинары, основанные на этом методе, помогают освоить правила ведения дискуссии, в ходе которой не только находится решение проблемы, но и каждый обучаемый принимает участие в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения, что приводит к более точному и полному пониманию проблемы.
При изучении некоторых учебных дисциплин наибольшую трудность вызывает развитие навыков принятия решения и анализа ситуации. Запомнить правила расчета, терминологию нетрудно. При решении надо следовать по «жестко» определенной цепочке своих действий. Несколько большая свобода имеет место при проведении занятия в форме деловой игры, предусматривающей взаимоотношения слушателей или выполнение комплексных взаимосвязанных (дополняющих) вычислений, но и в этом случае студент «проходит» с возможными небольшими отклонениями по «дороге», подготовленной преподавателем. Полная свобода действий и рассуждений студента достигается при рассмотрении «практических ситуаций».
|
|
Практическая ситуация - кейс (от англ, case - случай) - это описание реального или вымышленного случая принимаемых решений их предпосылок и последствий. Классическое определение понятия «кейс»: «кейс представляет собой описание деловой ситуации, которая реально вставала или стоит перед ответственными менеджерами, описание, включающее сопутствующие данной ситуации факты, мнения, суждения, на которые обычно на практике и опирается решение менеджеров». В 60-70-х годах XX в. преподаватели Гарвардской школы бизнеса начали широко применять практические ситуации при изучении экономико-управленческих дисциплин. В настоящее время за рубежом имеется огромное количество типов представления учебных практических ситуаций, подготовленных различными преподавателями во многих вузах: сложные, простые, специализированные, комплексные, печатные и телевизионные ситуации фактов, событий, предпосылок и последствий, вариантов управленческих решений и результатов. Каждый участвующий, формулируя свои рассуждения и предложения, рассматривает себя как участника практической ситуации, а в ходе дискуссии с другими участниками и преподавателем сопоставляются возможные логические формулировки и выводы.
Зачем применяются кейсы?
Самое краткое обоснование применения кейсов можно сформулировать следующим образом: «мудрость невозможно втолковать».
Кейс- метод ориентированв большей степени на развитие аналитических способностей и умение принимать правильные решения, чем на расширение круга теоретических знаний и приемов. Это - метод интенсивного обучения, в отличие от экстенсивных традиционных лекций, семинаров и практических занятий. Лекции являются основным способом получения базовых, фундаментальных знаний, а кейс-метод - инструмент интенсификации усвоения материала, демонстрации того, как теория применяется на практике.
|
|
Если более подробно определить назначение кейс-метода, то можно выделить следующие основные цели:
•развитие, навыков анализа и критического мышления;
•связывание теории и практики;
•представление примеров принимаемых управленческих решений;
•представление примеров последствий принимаемых решений;
•представление различных точек зрения;
•формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Помимо этих целей при применении кейс-метода достигаются побочные положительные эффекты, например:
• студенты получают навыки устной коммуникации и аргументирования своей позиции;
• приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственно верного решения и что желание прочитать еще одну книгу, изучить еще один метод и после этого решить все проблемы не более чем иллюзия;
• в ходе дискуссий вырабатывается уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной ситуации можно справиться с любой проблемой;
• формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций;
• формируются навыки рационального поведения при разрешении
многопараметрических, комплексных проблем;
• знакомясь с описанием кейса в ходе анализа, информации, студенты
получают представление об исходной информации, которая может им понадобиться при решении аналогичных практических задач.
Используя кейс в учебном процессе, следует помнить следующее:
• кейс - это не учебный курс, а одна из ситуаций в предпринимательской деятельности;
• изучение кейса должно происходить в разумные сроки;
• каждый кейс должен иметь четкую ориентацию на учебный раздел соответствующего курса
Отличие практических ситуаций и деловых игр от традиционных форм обучения в том, что практическая ситуация разворачивается в ускоренном режиме ее развития. Студенты включаются в анализ, обсуждение, выработку решений, сами находят нужные практические действия в смоделированной ситуации. Практические ситуации становятся «школой деловой жизни», где приобретаются знания на уровне управленческих алгоритмов. При деловых играх новые знания не передаются от преподавателя к учащимся, а вырабатываются самими участниками занятия.
Студенты сознательно выполняют учебную работу в том случае, если четко понимают цели занятия, практические навыки и умения, которыми необходимо овладеть, состав знаний, на которые ориентировано занятие.
Деловая игра - это многофункциональный метод преднамеренного развития знаний и навыков человека или группы людей, направленный на конкретную область знаний, практических навыков или психологических качеств.