Составление опорного конспекта (ОК)

Рассматриваемый вид самостоятельной учебной деятельности студен­та является наиболее продуктивным в получении знаний, особенно при под­готовке к семинарскому занятию, т. к. при изучении практически любого учебного предмета необходима (и возможна) активная переработка инфор­мации. Поэтому организация обучения в контексте непосредственно научно-информационной деятельности, в процессе которой посткреативная инфор­мация, заключенная в тексте первичного документа, становится прекреативной, т. е. информацией о знании, которого еще нет, и креативной - вновь соз­даваемой, является принципиальным фактором в решении проблемы форми­рования информационной культуры студента.

Далее необходимо отметить, что, составляя опорный конспект (ОК), студент, включаясь в логику мысли автора первичного документа, имеет возможность как бы под его руководством получить представление о струк­туре интеллектуального труда, которое затем подкрепляется собственными действиями. Таким образом, студент от первоначального непосредственного руководства преподавателя - через «руководство» опосредованное «идет» к самоуправлению собственной деятельностью.

Чтобы составить такой конспект нужно:

- уметь выделить в тексте (абзаце) предложение, несущее основ­ную смысловую нагрузку, а также «второстепенный» текст, который будет вынесен за рамки составляемого опорного конспекта;

- видеть причинно-следственные связи, место данного конспекта в проекте ответа;

- уметь делать выводы.

Написаниетакого конспекта начинается с правой стороны (по часовой стрелке) и это не противоречит требованиям психологов к усвоению и запоминанию изучаемого материала.

Конспект размещается на одном или развернутом двойном листах обычной школьной тетради в зависимости от объема рассматриваемого материала. В центре избранного формата пишется название темы, а затем вправо и влево от него идет запись текста. Для лучшего восприятия написанного рекомендуется использовать пасту разных цветов.

Представим алгоритм выполнения этого вида учебной деятельности:

1) прочитать выбранный текст(ы), дополнительный материал;

2) определить количество частей (их может быть несколько) и бло­ков в части, озаглавив их так же, как и в первичном тексте, а может быть и на усмотрение самого составляющего. Для удобства пользования составленными частями и блоками необходимо их пронумеровать, а блоки в части разде­лить большими стрелками;

3) в каждом блоке под порядковым номером в логической последова­тельности записать нужную мысль, т. е., выбрать предложение, несущее ос­новную смысловую нагрузку. Это обычно те мысли, которые мы подчерки­ваем в сплошном печатном тексте. Соединяются они между собой словами-связками (например: «а», «потому как», «но», «т. к.», «следовательно», а также риторическими вопросами - «почему?», «как?», и т. п.). Они распола­гаются посередине следующей строчки и выделяются другим цветом. Также другим цветом выделяются и наиболее важные мысли в блоке Кроме того, можно поставить рядом восклицательный или вопросительный знаки Блок заканчивается микро-выводом;

4) за рамки опорного конспекта выносится материал, который явля­ется пояснением, дополнением, разъяснением к главным мыслям, помещен­ным в блоках. Это так называемые «сноски». Они тоже нумеруются и в блоке и в «сноске» одинаково. Например (1). Это дает возможность ориентировать­ся в объеме материала, быстро находить нужный аспект, что экономит время в ходе подготовки к ответу или экзамену. При необходимости можно прово­дить нумерацию «сносок» в каждой части отдельно, но тогда обязательно указывать и номер части. Важные части помещенного в «сноски» текста так­же выделяются другим цветом, ставится восклицательный или вопросительный знаки.

5)   в конце опорного конспекта делается общий вывод
Разработка интеллектуальной игры

Интеллектуальная игра встречается нечасто, хотя и является одной из форм обучения, способствующей восприятию знаний по отдельным дисциплинам. Она заставляет активно мыслить, действовать в условиях, созданных человеческой фантазией на основе научного материала

Об обучающих возможностях интеллектуальной игры известно давно. Многие психологи и ученые педагоги (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.С. Заир-Бек и др.) справедливо обращали внимание на эффективность использования таких игр в учебном процессе. И это понятно. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются человеческие способности. Игра всегда предполагает принятие решения - что сказать и как играть. Желание решить предлагаемые вопросы обостряет мыслительную деятельность участников.

При достаточном воображении ее легко можно создать практически для каждой области знаний, и это принесет плоды в сфере получения знаний, закрепления и понимания усвоенного материала. Она может стать приемом вживания в науку и творческим итогом изучения материала, де­лающим результаты учебной деятельности довольно ценными. Она также соединяет в себе научные наблюдения, размышления и другие приемы разви­тия воображения. Однако не следует рассматривать ее как средство развлече­ния, т. к. она - дело серьезное и увлекательное одновременно. В игре проис­ходит не только самореализация, приобретение нового социального опыта, но и самое главное - накопление и углубление научных знаний.

Предлагаемая интеллектуальная игра отличается от общепринятого варианта, где команды выполняют поставленное перед ними задание в уст­ной форме. В нашем случае она приобретает вариант настольной игры.Очень важно, чтобы она соответствовала определенной теме. Участники иг­ры должны не только закрепить свои знания, но и дополнить их с помощью познания деталей и закономерностей. Упор делается на повторение, изучение различных научных понятий и т. п. Применение игр в учебном процессе в вузах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин при довольно эффективном изучении материала.

Составляя наш вариант интеллектуальной игры, необходимо обратить внимание, что каждый вопрос требует ответа в форме определенного вида учебной деятельности.Это мысленная модель ответа, логическая цепочка ответа, составление опорного конспекта, разгадывание логического кросс­ворда и его составление, работа по тестам, с терминами и многое другое.

Оформление игры:

- разработка правил;

- создание игрового поля;

- разработка заданий; ~ создание ключей.

Все помещается в отдельные файлы и вкладывается в папку.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: