Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Рассмотрим это более предметно.
Шкала отметок более жестка, формализована. Её главная задача установить уровень (степень) усвоения обучающимся единообразной образовательной государственной программы образовательного стандарта. 0на должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем, как ставятся отметки на вступительных экзаменах в вузы, в какой бы форме они не проводились. Она не может оценивать умение мыслить, оценить динамику развития обучающегося, его рост по сравнению с самимсобой.
Отметка - это результат процесса оценивая знаний студента, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений в цифрах и баллах. Это своеобразный ориентир, отражающие социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающихся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни в период обучения.
|
|
Оценкавсегда направлена «вовнутрь», на личность обучающегося, а отметка обращена вовне, в социум. Она максимально вариативна, зависит от образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных ступеней.
Главная задача оценки (и в этом ее отличие от отметки) - определить уровень личных усилий обучающегося, установить глубину и объём индивидуальных знаний: содействовать корректировке познавательной мотивации обучающегося, сравнивающего себя с неким эталоном, с достижениями других обучающихся.
Оценка эмоциональна, отметка подчеркнута формализована. В реальной жизни происходит конфликт между отметкой и оценкой.
Оценка- это процесс, деятельность (действия) оценивания по установлению степени реально достигнутых результатов с планируемыми целями. Система оценивания учебного труда обучающихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств.
Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить - значитопределить степень выполнения (решения) обучающимися задач поставленных перед ним в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Оценке подлежит как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, включая индивидуальные образовательные параметры и личности компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие учебные достижения студента.
|
|
Оценка ставится в ходе контроля (проверки знанииобучающихся), который является важным этапом педагогического процесса. Она призвана установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков у студента, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства. Проверка - процедура получения обратной связио ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических мер, методов, измерений и оценки учебных достижений обучающегося.
Различают следующие основные виды контроля (проверки) знаний, умений и навыков обучающихся: текущий, периодический и итоговый.
Значимость текущего контроля (проверки)определяется спецификой учебного курса, предмета.
Периодический контрольподразумевает проверку степени усвоения студентами учебного материала за длительный период времени и при необходимости может проводиться в конце семестра.
Итоговый контроль(экзамены) производится при переводе студентов на следующий курс и является важнейшей формой итоговой аттестации по предмету.
Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии студента может быть разной по форме. В связи с этим различают устную, письменную и практическую формупроверки учебных достижений обучающихся (беседа, собеседование, опрос, наблюдение, контрольные работы, дидактические тесты и другие методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля).
Покажем критерии отметки, существующие в Омском государственном педагогическом университете:
«Отлично»(5) - студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывая с задачами педагогической практики. Студент не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обосновать и излагать материал, не допуская ошибок.
«Хорошо» (4)- студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических.
«Удовлетворительно» (3)- студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практически заданий.
«Неудовлетворительно» (2) - студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.