Признаки элиты: власть, высший социальный статус членов, групповое мышление, общность духовно нравственных качеств, однонаправленность карьерных устремлений и чувство принадлежности к касте избранных.
Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.
Политическая элита – это неотъемлемая часть государственной системы. У нее в руках сосредоточена вся политическая власть. Элита непосредственно связана со всеми направлениями деятельности государства. Поэтому из толпы выделяются несколько человек, которые выступают от имени народа и они в свою очередь имеют тенденцию превращать в политическую верхушку, то есть элиту.
Административная элита – это высший слой государственных служащих: руководители министерств, ведомств, комитетов. Роль административной элиты - это подготовка общеполитических решений и их осуществление в тех органах государственного аппарата, руководителями которых они являются. Как правило, в состав административной элиты входят опытные управленцы. Они осуществляют не стратегическое руководство обществом, а исполнительные функции, но оказывают значительное влияние на власть и принимаемые ею решения.
|
|
Принадлежностью к элите важна, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.
Г. Моска писал: «... чем больше политическое сообщество, тем пропорционально меньше по сравнению с управляемым большинством и тем труднее будет для большинства организовывать отпор меньшинству». Он же считал, что доступ в политическую элиту (политический правящий класс) открывают, прежде всего, такие признаки, как «военная доблесть, богатство, происхождение и личные достоинства, место в церковной иерархии, искусство управления». Именно эти параметры он считал ведущими признаками принадлежности к элите и главными элитообразующими элементами.
Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две “страты”:
меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называются политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством: при изменении (смене)
персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т. д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор.
|
|
Ведущими признаками административно-политической элитыявляются:
1. относительная самостоятельность по отношению к обществу;
2. высший статус и престижность социального положения ее представителей;
3. обладание государственной властью;
4. относительное совпадение целей и интересов, наличие общей ценностной ориентации;
5. властность и честолюбие;
6. харизматичность, тяготение к лидерству и подчинению других; способность и готовность проявить волю и взять на себя ответственность за непопулярные решения;
7. интеллект и профессионализм крупного управления и политика, неординарность мышления и поступков;
8. чувство принадлежности к касте избранных и соответствующая этому ответственность перед обществом.
Основными методами определения состава правящей элиты можно назвать следующие:
1.Статусный метод - предполагает, что в состав правящей элиты входят только обладатели и носители ключевых высших властных полномочий в различных сферах государственного управления.
2. Репутационный метод - относит к правящим кругам лиц, обладающих наиболее высоким авторитетом и престижем в глазах общественного мнения.
3. Метод “практический эффективности” - к административно-политической элите относит те лица и группы, которые участвуют в принятии конкретных государственно-управленческих решений. Но камнем преткновения здесь является информационный дефицит, недостаточность сведений о том, кто же действительно принимал участие в решении проблем.
На практике используются все методы в их совокупности
Взаимоотношения политиков и государственных служащих в системе государственного управления.
Основы взаимосвязи и взимодействия политической власти и государственной службы в РФ определены конституционно, законодательно. Это КРФ, 58, 79 законы и Указ Президента о реестре должностей 1574 2005 года.
Лица, занимающие государственные должности (политики), оказывают чрезвычайно боьшое влияние на ГС. Они формально и фактически руководят и управляют ГС, способствуют укреплению позиций ГС, расширению ее возможностей в осуществлении государственной власти.
Функции политической власти:1) определяет правовые основы и правовой статус ГС, структуру цели, задачи, функции и т.д. 2) формирует ее кадровый состав – руководителей и помощников (советников) и опосредовано через конкурсы состав госслужащих (специалистов и обеспечивающих специалистов) 3) организует, координирует и контролирует работу 4) обеспечивает единство требований. Влияние политиков на ГС дб оптимальным.
При определенных обстоятельствах ГС могут доминировать над политиками. К таким Гсл относятся высокопоставленные чиновники высшей и главной групп должностей (у них контроль над информацией, наличие проф опыта, контроль над ресурсами, спец знания, принадлежность к кадровым командам). Политическая и адм власть не должны заниматься делами друг друга.. они должны быть партнерами в выработке и проведении эффективной государственной политики.