Методы групповых дискуссий

Эта разновидность методов выработки коллективных решений применяется при принятия управленческих решений.Они:

-являются средством приобщения руководителей к выработке коллективного стиля руководства,

-повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем;

-стимулируют ассоциативное мышление, благодаря атмосфере интеллектуального соперничества, складывающегося в ходе дискуссии.

Этапы:

1)подготовительный этап, где решаются организационные вопросы (выбор ведущего, определение его прав и обязанностей, технология обсуждения, технология принятия решения, регламент).

2)ориентация в проблеме, где четко проговаривается цель дискуссии, формируется единое видение проблемы и задается предмет обсуждения.

3)высказывание вариантов решения проблемы, где каждый (если это необходимо) проговаривает свой вариант.

4)обсуждение вариантов, где последовательно обсуждается каждое предложение с рассмотрением аргументов "за" и "против", сравниваются варианты, их положительные и отрицательные стороны.

5)принятие решения, т.е. по заданной процедуре принимается решение в отношении лучшего варианта.

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС): Проходит в несколько этапов:

1.Введение в изучаемую ситуацию и стоящую за ней проблему.

2.Постановка задачи - разбиение на группы, получение описания ситуации, время работы

3.Групповая работа над поиском вариантов решения.

4.Групповая дискуссия, проводимая в форме поочередного выступления членов группы с обоснованием предлагаемого варианта решения и последующей общей дискуссии с обсуждением точек зрения и решений, оценкой результатов анализа и выбора наилучшего решения в данной ситуации

Метод «за-против »: Группа определяет варианты решения проблемы и представляет их в схематичном виде так, чтобы основные характеристики могли наблюдаться всеми членами группы одновременно. К каждому обсуждаемому варианту прикрепляют по два представителя концепции «за» (т. е. «защитников»,положительно характеризующих вариант) и столько же представителей концепции «против» (т. е. отвергающих вариант)

Блочные методы: Вариантами данных методов являются метод блока дискуссий и метод блока вопросов. Первый из них реализуется в форме дискуссии между 2-6 участниками перед аудиторией из 20-25 человек. Причем не выдвигается в качестве обязательного условия однозначное определение проблемы. Выступающие выражают свои мнения быстро, в сжатой форме. Впоследствии подключается к дискуссии и вся аудитория. Второй метод. Опрашиваемые обсуждают поставленный вопрос в присутствии группы. По завершении дискуссии группа оценивает важность (реальность, актуальность) заданных вопросов и поступивших ответов при помощи матрицы предпочтений

Дискуссия с разделением интеллекту­альных функций: Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников.

Группа «генераторов идей» проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы.

Группа «эрудитов» развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники.

Группа «экспертов» подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку «эрудитам» и «генераторам».

В задачу «рабочей группы» входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации.

Методы структуризации

Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию.

Методы структуризации являются основой любой методики системного анализа, любого сложного алгоритма организации проектирования или принятия управленческого решения. К ним относятся:Методы типа «дерева целей»,STEP и SWOT-анализ, Методы портфельного анализа.

Методы типа «дерева целей»

Идея была предложена У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в сфере промышленности.

Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые называют направлениями, проблемами, функциями.

При использовании метода «дерева целей» в качестве средства принятия решений применяют термин «дерево решений».

При применении метода для выявления и уточнения функций системы управления говорят о «дереве целей и функций».

При структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов - «дерево направлений развития» или «прогнозный граф».

41.STEP и SWOT-анализ
В теории систем STEP- и SWOT-анализ соответствуют двум этапам методики системного анализа.

На этапе формирования структуры целей и функций используют STEP-анализ (на основе выделения социальных (Social), технологических (Tehnological), экономических (Economical), политических (Political) факторов).

На этапе оценки составляющих этой структуры используют SWOT-анализ для выявления сильных (Strengs) и слабых (Weakness) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).

42. Методы портфельного анализа.
Основаны на построении двумерных матриц, по одной оси которых фиксируются значения внутренних факторов (например, выпускаемая продукция), по другой - внешних (например, оценка перспектив развития рынка).

С помощью этих матриц выбирают стратегию развития фирмы.

Одной из наиболее известных является матрица Ансоффа.

Рынки

Освоенные Новые

Рынки

Освоенные Совершенствование деятельности Развитие продукта
Новые Развитие рынка Диверсификация

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: