Эта разновидность методов выработки коллективных решений применяется при принятия управленческих решений.Они:
-являются средством приобщения руководителей к выработке коллективного стиля руководства,
-повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем;
-стимулируют ассоциативное мышление, благодаря атмосфере интеллектуального соперничества, складывающегося в ходе дискуссии.
Этапы:
1)подготовительный этап, где решаются организационные вопросы (выбор ведущего, определение его прав и обязанностей, технология обсуждения, технология принятия решения, регламент).
2)ориентация в проблеме, где четко проговаривается цель дискуссии, формируется единое видение проблемы и задается предмет обсуждения.
3)высказывание вариантов решения проблемы, где каждый (если это необходимо) проговаривает свой вариант.
4)обсуждение вариантов, где последовательно обсуждается каждое предложение с рассмотрением аргументов "за" и "против", сравниваются варианты, их положительные и отрицательные стороны.
|
|
5)принятие решения, т.е. по заданной процедуре принимается решение в отношении лучшего варианта.
Метод анализа конкретных ситуаций (АКС): Проходит в несколько этапов:
1.Введение в изучаемую ситуацию и стоящую за ней проблему.
2.Постановка задачи - разбиение на группы, получение описания ситуации, время работы
3.Групповая работа над поиском вариантов решения.
4.Групповая дискуссия, проводимая в форме поочередного выступления членов группы с обоснованием предлагаемого варианта решения и последующей общей дискуссии с обсуждением точек зрения и решений, оценкой результатов анализа и выбора наилучшего решения в данной ситуации
Метод «за-против »: Группа определяет варианты решения проблемы и представляет их в схематичном виде так, чтобы основные характеристики могли наблюдаться всеми членами группы одновременно. К каждому обсуждаемому варианту прикрепляют по два представителя концепции «за» (т. е. «защитников»,положительно характеризующих вариант) и столько же представителей концепции «против» (т. е. отвергающих вариант)
Блочные методы: Вариантами данных методов являются метод блока дискуссий и метод блока вопросов. Первый из них реализуется в форме дискуссии между 2-6 участниками перед аудиторией из 20-25 человек. Причем не выдвигается в качестве обязательного условия однозначное определение проблемы. Выступающие выражают свои мнения быстро, в сжатой форме. Впоследствии подключается к дискуссии и вся аудитория. Второй метод. Опрашиваемые обсуждают поставленный вопрос в присутствии группы. По завершении дискуссии группа оценивает важность (реальность, актуальность) заданных вопросов и поступивших ответов при помощи матрицы предпочтений
|
|
Дискуссия с разделением интеллектуальных функций: Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников.
Группа «генераторов идей» проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы.
Группа «эрудитов» развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники.
Группа «экспертов» подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку «эрудитам» и «генераторам».
В задачу «рабочей группы» входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации.
Методы структуризации
Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию.
Методы структуризации являются основой любой методики системного анализа, любого сложного алгоритма организации проектирования или принятия управленческого решения. К ним относятся:Методы типа «дерева целей»,STEP и SWOT-анализ, Методы портфельного анализа.
Методы типа «дерева целей»
Идея была предложена У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в сфере промышленности.
Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые называют направлениями, проблемами, функциями.
При использовании метода «дерева целей» в качестве средства принятия решений применяют термин «дерево решений».
При применении метода для выявления и уточнения функций системы управления говорят о «дереве целей и функций».
При структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов - «дерево направлений развития» или «прогнозный граф».
41.STEP и SWOT-анализ
В теории систем STEP- и SWOT-анализ соответствуют двум этапам методики системного анализа.
На этапе формирования структуры целей и функций используют STEP-анализ (на основе выделения социальных (Social), технологических (Tehnological), экономических (Economical), политических (Political) факторов).
На этапе оценки составляющих этой структуры используют SWOT-анализ для выявления сильных (Strengs) и слабых (Weakness) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).
42. Методы портфельного анализа.
Основаны на построении двумерных матриц, по одной оси которых фиксируются значения внутренних факторов (например, выпускаемая продукция), по другой - внешних (например, оценка перспектив развития рынка).
С помощью этих матриц выбирают стратегию развития фирмы.
Одной из наиболее известных является матрица Ансоффа.
Рынки | |||
Освоенные | Новые | ||
Рынки | Освоенные | Совершенствование деятельности | Развитие продукта |
Новые | Развитие рынка | Диверсификация |