Дать понятие бухгалтерского учёта и изложить сущность и правила бухгалтерского учёта в банках.Изложить основные задачи бухгалтерского учёта в банках.
Бух.уч. в банках явл составной частью общей системы учёта и тесно переплетён с показателями деятел. субъектов хозяйств. Основой проведения банк.операций является бух. учёт. Он призван обеспечивать правильное использование средств
Бух.учет - система непрерывного и сплошного докум. отражения инфор. о хозяйс. деятельности орг. методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух. учета в соответствии с закон. РБ;
Специфика бух.учёта проявляется в том, что все расчётные, кредитные, кассовые и др. операции совершаемые в банке в течении операц. времени, в тот же день отражаются в лиц. счетах аналитического бух. учёта клиентов и контролируются путём составления ежедневного бухг. баланса
Основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и его финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;
|
|
-обеспечение при совершении банком операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предотвращение отрицательных результатов деятельности банка и выявление резервов его финансовой устойчивости.
Изложить принципы бухгалтерского учёта в банках.
Бухгалтерский учёт в банке должен вестись с соблюдением следующих принципов:
1.Непрерывность деятельности. Активы и пассивыдолжны быть оценены с учётом возможных потерь, при их предстоящей реализации.
2.Постоянство правил бух учёта, это значит, что банк должен обеспечиватьсоблюдение в течение отчётности года принятой методики бух учёта,т.е учётнойполитики. В случае её изменения влияние на результат деятельности банка за этот период должнобыть оценено и отражено на отдельной статье доходов и расходов, также должно быть обеспеченасопоставимость с отчётами предыдущего периода.
З.Осторожность,т.е активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены вбух учёте с достаточной степенью осторожности.
4.Принцыпы начисления, т.е в бух учётедолжны отражаться доходы и расходы,относящиеся исключительно к отчётному периоду, независимо от времени поступления доходаили уплаты средств, связанных с расходами банка.
5.День сделки. Операции отражаются в учёте в день их совершения независимо от даты движениясредств по ним.
|
|
6.Раздельное отражение активов и пассивов.
7.Приёмственность входящего баланса. Остатки на балансовых счетах на начало техническогопериода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.
8.Приоритет содержания над формой. Операция отражающаяся в бухгалтерском учёте всоответствии с их экономической сущностью.
9.Единица измерения. Активы и пассивы должны учитываться по их первоночальной стоимостина момент приобретения и возникновения стоимости.
10.Открытость. Отчётыдолжны реально отражать операции банка, быть легко понятными и не содержать двухсмысленности в отражении позиции банка.
11.Консолидация, банк должен составлять сводный баланс в целом по банку с исключением остатков по взаимным расчётам между филиалами.
Изложить порядок организации бухгалтерского учёта в банке.
Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках включает:
Организацию операционного дня; организацию внутреннего контроля; ведение регистров бухгалтерского учета; организацию работы по ведению лицевых счетов; формирование и хранение документов; составление отчетности; формирование учетной политики.
Организация бух учета и отчетности в банке в рабочие дни и выходные дни, объявленные банком или установленные закон. Рабочими днями, осуществляется в порядке, установленном законодательством и инструкциями.
Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется с применением программно-технических средств, которые должны обеспечить хронологическое и полное отражение всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета
При орган. бух. Учета и формировании и отчетности банк использует первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книгу) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, формы отчетности, составленные на бумажном носителе информации или в электронном виде.
Банк определяет систему организации бух учета и отчетности в зависимости от своей структуры, объемов и видов проводимых им операций, развития информационных технологий и других факторов в локальных нормативных правовых актах с учетом требований законодательства.
Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке строится на общих подходах, основными из которых являются:
Ведение бухгалтерского учета с момента создания банка до его реорганизации или ликвидации
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
Строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции методом двойной записи на балансовых счетах (дебет, кредит) и методом односторонней записи на внебал.счетах (приход, расход);
Учет активов, обязательств и операций в белорусских рублях;
Инвентаризация активов и обязательств банка с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета;
УЧЕТНАЯПОЛИТИКАБАНКА
Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется согласно учетной политике. Основу учетной политики банка составляют принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности законодательством. __ В учетной политике банка должны быть предусмотрены: принципы признания активов, обязательств, доходов, расходов; способы и методы оценки активов и обязательств (например, драгоценных металлов; ценных бумаг, приобретенных и выпущенных банком; кредитов; основных средств; нематериальных активов; активов и обязательств в иностранной валюте);
Порядок расчетов между филиалами (отделениями) и структурными подразделениями банка, его филиалов (отделений);
Изложить сущность синтетического учёта в банке. Описать формы синтетического учёта в банке
Синтетический учет - это обобщённый учет. Основными формами синтетического учета в банках являются: ежедневный баланс (ежедневный баланс оборотов и остатков); кассовый журнал; оборотная ведомость; проверочная ведомость.
|
|
В ежедневном балансе отражаются: 1)данные по балансовым счетам:
а) обороты по дебету и кредиту за день;
б) исходящие остатки по активу и пассиву; 2)данные по внебалансовым счетам:
а) обороты по приходу и расходу за день;
б) исходящие остатки;
Эти обороты и остатки показываются по каждому балансовому счету четвертого порядка и по каждому внебалансовому счету пятого порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам третьего и второго порядков и по внебалансовым счетам четвертого и третьего порядков.
Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством дебетовых и кредитовых оборотов и итогов по активу и пассиву. Правильно составленный баланс является необходимым условием для начала нового операционного дня.
Ежедневный баланс проверяется и подписывается руководителем банка и глбух. Кассовый журнал составляется на основании документов по приходу и расходу кассы Кассовый журнал содержит следующие реквизиты:
- номер лицевого счета клиента;- код отчетного данного (символ отчета);
- номер документа;- частные суммы операций;- итоги по журналу.
Кассовый журнал составляется ежедневно.
Оборотная ведомость предназначена для накопления информации по балансовым и внебалансовым счетам за определённый период времени, как правило, за квартал и год.
В оборотной ведомости по балансовым счетам отражаются:
- входящие остатки по активу и пассиву на начало периода;
- обороты по дебету и кредиту, накопленные за соответствующий период;
- исходящие остатки по активу и пассиву на конец периода.
Оборотная ведомость по внебалансовым счетам составляется по счетам пятого порядка с промежуточными итогами по счетам четвертого и третьего порядков и содержит информацию об итогах по 99 классу в целом.
Оборотная ведомость проверяется и подписывается руководителем и глбух Проверочная ведомость предназначена для установления соответствия данных аналитического и синтетического учета. В обязательном порядке проверочная ведомость по остаткам составляется на первое число каждого месяца. Она подписывается ответственными исполнителями и главным бухгалтером (или лицом, им уполномоченным)
|
|