Когнитивная лингвистика как составная часть когнитивной науки

Возникновение когнитивной лингвистики было обусловлено не только историей языкознания, но и развитием когнитивных исследований и становлением так называемой когнитивной науки.

Зарождение когнитивизма принято относить к 1960-м гг. и связывать со стремлением преодолеть бихевиоризм как методологию научного исследования и вернуть мысль в науки о человеке. Организационное выделение Центра когнитивных исследований при Гарвардском университете в 1960 г. знаменовало кардинальную ревизию бихевиористского подхода и расширение границ психологии. Усилиями ключевых фигур «когнитивной революции» – лингвиста Н. Хомского и психолога Дж. Миллера – была образована новая область исследований – психолингвистика, призванная изучать экспериментальным путем, как устроено знание языка (как язык «дан уму»), и проверять выдвигаемые лингвистами гипотезы. Психолингвистику, объединившую две дисциплины, можно рассматривать в качестве непосредственной предтечи когнитивной науки, продолжившей интеграцию различных областей знания.

Пытаясь определить предмет когнитивной науки, Е. С. Кубрякова пишет, что это наука «о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных, процессов. Большинством принимается определение когнитивной науки, согласно которому она представляет собой науку о системах репрезентации знаний и обработке информации, приходящей к человеку по разным каналам». Собственно, под «когнитологией» подразумевается не столько единая наука, сколько некий их комплекс («федерация наук»), объединяемый общей междисциплинарной программой изучения процессов, связанных со знанием и информацией.

Какова же роль когнитивной лингвистики в этом комплексе и в чем ее специфика? По мнению Е. С. Кубряковой, лингвистика не просто является одной из наук когнитивного цикла, а входит «в число системообразующих когнитивную науку дисциплин». Ее характерная особенность состоит в том, что, в отличие от других дисциплин (прежде всего психологии), интересующихся преимущественно общими вопросами строения человеческого мозга, когнитивная лингвистика уделяет основное внимание его концептуальному содержанию. Что люди знают о себе и о мире, откуда они знают то, что знают, как организовано это знание и как оно активируется (пускается в ход) – вот центральные вопросы, которые исследует когнитивная лингвистика. Ответы на них должен дать анализ языковых фактов. Возможность перехода от данных языка к выводам относительно когнитивных структур и механизмов зиждится на упомянутом выше программном тезисе о связи языка и когниции. Когнитивная лингвистика исходит из того, что познавательные механизмы и структуры сознания регулярно выражаются в языке. Поэтому язык признается ценным источником сведений о ментальной «инфраструктуре» человека, средством выявления и объяснения общих аспектов когниции.

Современный этап развития когнитивной лингвистики

Современный этап развития западной лингвистики может быть представлен как противостояние двух «лагерей» – генеративного и когнитивного. Когнитивная лингвистика, возникшая позже генеративной и подающая себя в качестве ее принципиальной альтернативы, формулирует свои постулаты по принципу «от противного»: отталкиваясь от тезисов предшественницы и подчеркивая их несостоятельность, ведущую к неадекватному описанию фактов языка.

На данном этапе когнитивная лингвистика не представляет собой единого направления, объединенного общностью концепции и исследовательских подходов. Разнообразие используемых теоретических конструктов и терминов, широчайший спектр попадающих в поле зрения исследователей языковых явлений, активное использование массивов знаний, относящихся к другим дисциплинам, оригинальность авторских подходов к анализу материала – все это затрудняет выявление сути когнитивной лингвистики как направления.

Во-первых, взгляды и интересы ученых могут со временем меняться.

Во-вторых, дело осложняется разницей между декларацией собственной принадлежности к когнитивной лингвистике и фактическими исследованиями языка в духе когнитивного подхода, учитывающими данные других дисциплин (прежде всего экспериментальной психологии и нейрофизиологии), что позволяет выходить на обобщения междисциплинарного характера. Так, есть много ученых, на словах примкнувших к новому модному направлению, но на деле продолжающих свои исследования во вполне традиционном духе и не желающих брать на себя «когнитивное обязательство». В то же время можно назвать целый ряд блестящих лингвистов, на протяжении многих лет занимающихся проблемами связи языка и сознания, языковых и понятийных структур, но не считающих нужным непременно ассоциировать свое имя с когнитивной лингвистикой, – например Ч. Филлмор, У. Чейф, А. Вежбицкая, Р. Джекендофф.

Мы понимаем когнитивную лингвистику как институциализированное направление, члены которого недвусмысленно заявляют о своей принадлежности к нему.

РАЗДЕЛ 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: