Становления и развития индустриального общества (17 – 19 вв.)

6.1. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания в период домонополистического капитализма. Педагогическая концепция Я.А.Коменского

       Социокультурная парадигма и доминанты общественного сознания к.16 – 17 вв. Зарождение и становление рационализма. Обострение борьбы против феодализма и массовый характер религиозно-демократического движения. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А.Коменского. Мировоззрение, общественная позиция. Принцип природосообразности – центральная идея Я.А.Коменского. Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования и общественное назначение школ). Проблемы нравственного и религиозного воспитания, формирования личности, роль семьи в воспитании ребёнка в произведениях Я.А.Коменского. Требования к учителю. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для развития педагогической практики.

6.2. Теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения и педагогическая практика 18 – н.19 вв.

       Социально-психологический облик человека эпохи Просвещения. Ориентиры и идеалы развивающейся промышленной цивилизации. Синхронные революции и их влияние на общественное сознание. Система взглядов эпохи Просвещения на объективный мир, человека и его предназначение. Моральный кризис в обществе. Обострение социальных противоречий в Западной Европе 18 в.

       Конкретизация идеального типа представителя новой эпохи – буржуа – в педагогических теориях виднейших представителей эпохи. Цели и задачи воспитания, факторы развития личности и содержание образования в теории воспитания джентльмена Дж.Локка, теории свободного и естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо, в педагогических взглядах французских философов-материалистов К.-А.Гельвеция и Д.Дидро, в теории элементарного образования и развивающего обучения И.Г.Песталоцци. Влияние французской буржуазной революции 1788 г., первых документов о правах человека на развитие мировой педагогической мысли.

       Несоответствие школьного дела в западноевропейских странах в 18 в. потребности развивающегося индустриального общества. Общая характеристика развития школьной практики в Западной Европе эпохи Просвещения: школа и государство, школа и церковь. Социально-психологическая обусловленность движения филантропистов И.-Б.Базедов, Х.Зельцман) и педагогической практики к.18 – н.19 вв. (Белль-ланкастерская система взаимного обучения, филантропины, вязальные школы и др.).

6.3. Развитие ведущих педагогических идей в западноевропейской теории

 и практике до 80-х гг. 19 в.

       Экономическая и социокультурная ситуация в Западной Европе 19 в. Развитие демократических идей И.Г.Песталоцци в Германии (Ф.-В.-А.Дистервег, К.-Ф.-В.Вандер). Дистервег и его дидактическое учение. Разработка Ф.-В.-А.Дистервегом проблем развивающего и воспитывающего обучения. Принципы и правила обучения. Требования к учителю и его подготовке. «Руководство к образованию немецких учителей». Влияние идей Дистервега на дальнейшее развитие педагогической мысли.

       Педагогическая теория И.-Ф.Гербарта. Философско-психологическое обоснование им педагогики как науки. Теория многостороннего интереса. Идея воспитывающего обучения. Воспитание, обучение и управление как составные части единого целого. Структура процесса обучения и его ступени. Содержание и методы нравственного воспитания. Деятельность последовательность Гербарта.

       Выделение дошкольной педагогики в самостоятельную область педагогического знания, Педагогическая деятельность и теория Ф.Фребеля.

       Утилитарно-позитивистская теория Г.Спенсера. Виды человеческой деятельности и задачи воспитания Содержание и методы обучения. Нравственное воспитание. Реакционность взглядов Спенсера на просвещение трудящихся.

       Утопический социализм 19 в. Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера. Социально-педагогический опыт Р.Оуэна в Нью-Ланарке, опыт соединения обучения с производительным трудом в учреждённых им коммунистических общинах Нью-Гармони (США) и Гармони-Холл (Англия). Педагогические идеи Ш.Фурье, вытекающие из его учения о страстях. Одержание и методы воспитания при строе гармонии.

       Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании, его социально-исторической сущности и классовом характере в классовом обществе. Обоснование программных требований пролетариата в области народного образования.

Тема 7. Образование и педагогическая мысль в России в период становления

 индустриального общества (до 90-х гг. 19 в.)

Становление государственной системы образования в России н.19 в.             Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и её противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804). Борьба правительства с передовой педагогической мыслью после Отечественной войны 1812 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Характеристика изменений в системе образования, содержание обучения в период правления Николая 1. Устав гимназий и училищ, состоящих в ведомстве университетов (1828), его реакционный характер. Усиление роли государства в вопросах организации народного просвещения. Государственная доктрина образования: «Православие. Самодержавие. Народность» Деятельность Е.О.Гугеля по обучению детей. Разработка методов и приёмов воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Педагогические взгляды В.Ф.Одоевского (методы умственного воспитания детей, методы развивающих бесед и т.д.). «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Роль В.Ф.Одоевского в организации детских приютов.

       Русская революционная педагогика 30 – 40-х гг. Критика В.Г.Белинским и.И.Герценом реакционной сущности официально-крепостнической педагогики и защита идеи гармоничного развития личности.

Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения в 60-е гг. 19 в. Экономическая и социокультурная ситуация в России 60-х гг. 19 в. Отмена крепостного права. Защита общечеловеческого образования – основная идея общественно-педагогического движения 60-х гг. 19 в. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.

       Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н.Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы. Учебные книги К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

       Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым.

       Школьные реформы 60 – 70-х гг. Развитие начальной школы на основе «Положения о начальных народных училищах» (1864) Типы школ, содержание и методы учебно-воспитательной работы. Система управления и контроля за школами. Городские училища. Женское образование. Борьба царского правительства против деятельности либеральных земств в области народного образования и протекционисткая политика по отношению к церковноприходским школам. Начальная школа.

       Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (1864). Классические и реальные гимназии. Реакционная политика в области просвещения. Новый «Устав гимназий и прогимназий» (1871), «Положение о начальных народных училищах» (1874).

Взаимосвязь развития философских и педагогических идей в русской педагогической мысли 19 в. Определение ценностей и целей русского просвещения и образования в философских теориях западников и славянофилов. Осуществление христианских идеалов и достижение абсолютных ценностей как практические задачи религиозной философии В. Соловьёва. Обоснование целей и ценностей образования и проблем русского просвещения христианской антропософией. Антропоцентричность, обращённость к активности человека в природе и обществе в русском космизме. Осмысление духовных ценностей и исходных принципов онтологической теории П. Флоренского, учения Н. Бердяева о личности и свободе, ноосферного учения В. Вернадского. Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена. Актуальность проблем образования, выделенных русскими философами 19- н.20 вв., в современной социокультурной ситуации.

Тема 8. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе

 и США в к.19 – н.20 вв.

       Утверждение индустриального общества. Отражение характерных черт социокультурной ситуации эпохи (кризисные явления, НТП, состояние науки и пр.) в развитии школы и педагогики в Западной Европе и США. Формирование массовых школ. Педоцентристская революция. Поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению. Основные направления реформаторской педагогики: экспериментальная педагогика (В.А.Лай, Э.Мейман), теория умственной одарённости и зарождение педологии (А.Бине), прагматическая педагогика (Д.Дьюи), трудовая школа и гражданское воспитание (Г.Кершенштейнер), теория и практика «нового воспитания» (О.Декроли). Развитие теории свободного воспитания в позитивистско-антропологической концепции М.Мотессори, антропософском подходе Р.Штейнера. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и пр.).

Тема 9. Школа и педагогика в России в к.19 – н.20 вв.

Философские основания русской педагогики к.19 – н. 20 вв. Наиболее типичные подходы к характеристике оснований образования в русской философии 19 в. Определение ценностей и целей русского просвещения и образования западниками и славянофилами, христианской антропософией. Осуществление христианских идеалов и достижение абсолютных ценностей как практические задачи религиозной философии всеединства В.Соловьёва. Антропоцентричность, обращённость к активности человека в природе и обществе в русском космизме. Осмысление духовных ценностей и исходных принципов гуманизма в онтологической теории П.Флоренского, в учении Н.Бердяева о личности и свободе, ноосферном учении В.Вернадского. Философско-педагогическая концепция образования С.И.Гессена. Актуальность проблем образования, выделенных русскими философами 19 в.

Важнейшие педагогические проблемы н.20 в. Состояние начальной и средней школы. Распространение в России марксистских педагогических идей. Программные требования к демократизации общеообразовательной и профессиональной школы. Деятельность важнейших представителей буржуазно-демократической педагогики (В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптеров и др.). Обострение педагогических проблем: цели воспитания, организации народного образования, отношения государства к школе и учителю, классическое и реальное образование, содержание и методы обучения и др. Школа, учащиеся и учительство в период революции 1905 г, Февральской буржуазно-демократической революции. Вопросы народного образования в государственных думах, попытки реформирования средней школы в 1916 г.

Тема 10. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй

Мировыми войнами

       Социально-исторические условия существования человека и состояние западноевропейской и американской науки. Школа и педагогика в Западной Европе и США на этапе общественного кризиса. Влияние опыта советской школы и педагогики на развитие педагогических идей за рубежом. Основные направления зарубежной педагогики этого периода. Выявление психологических характеристик и механизмов образовательного и воспитательного процессов в исследованиях психоанализа, бихевиоризма, динамической теории. Обоснование нового типа образования – авторитарного (А.С.Нейлл). Усиление утилитаризма массовой школы. Упадок классического среднего образования. Антикоммунистический характер воспитания.

Тема 11. Основные этапы становления и развития советской школы и педагогики

11.1. Развитие школы и педагогической мысли в России после Октябрьской

Революции 1917 г.

       Социальные революции в России и революции в образовании. Кризис образования. Смена педагогической парадигмы. Первые декреты в области просвещения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Изменения в системе народного образования. Развитие школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения, создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса, комплексные программы ГУСа. Создание школ ФЗУ, ШКМ, ФЗС. Самоуправление учащихся. Политехнизация общего и профессионального образования. Пионерская организация в школе. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания молодёжи.

       Принципы и основные направления политики ВКП(б) в области образования в период 30-х гг. Постановления о школе. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы. Разработка новых учебных планов и программ. Создание стабильных учебников, развитие частных методик. Введение единой системы народного образования в СССР (1934).  

       Советская школа в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945). Проблемы обучения и воспитания. Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений, изменения в содержании образования. Организация Академии педагогических наук РСФСР.

11.2. Образование и педагогическая мысль в России после


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: