В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» для выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр»:
1) общекультурные компетенции (ОК): выпускник
- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
2) общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
По окончании обучения студент должен владеть навыками конструктивного общения с участниками образовательного процесса (в объеме коммуникативного минимума, соответствующего уровню обучения) и должен быть готов организовать процесс эффективного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а именно:
|
|
Знать:
- основы организации и особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- в иды и стратегии общения в образовательном процессе;
- психолого-педагогические основы субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
- основы организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия;
- виды межличностных отношений педагогов с учащимися;
- условия развития эффективной совместной деятельности педагога и учащихся;
- принципы, формы и методы педагогического взаимодействия педагога с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей;
- основные направления и инструментарий диагностики проблем взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель;
- технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения.
Уметь:
- определять цели и задачи, содержание педагогического общения с участниками образовательного процесса;
- организовывать взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- осуществлять взаимодействие с субъектами образовательного процесса на основе технологии субъект-субъектных отношений;
- планировать, реализовать и оценивать деятельность по педагогической поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательном процессе;
|
|
- определять содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей;
- диагностировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия участников образовательного процесса;
- создавать условия развития творческих взаимоотношений, сотрудничества участников образовательного процесса.
Владеть:
- навыками эффективного общения и рационального поведения в педагогическом, социальном взаимодействии;
- навыками организации и осуществления педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе;
- коммуникативными умениями педагога;
- навыками психологической диагностики личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и обучаемых;
- методикой психолого-педагогической диагностики проблем взаимодействия участников образовательного процесса;
- навыками конструктивного разрешения конфликтов в социально-педагогическом взаимодействии;
- навыками самодиагностики, саморефлексии и коррекции поведения в профессионально, социальном и педагогическом взаимодействии.
4. Структура и содержание дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,75 зачетных единицы или 72 академических часа, в том числе: аудиторная нагрузка 32 часа, самостоятельная работа студента 38 час.
(1 кредит = 1 зачетной единице = 36 часов)
Форма итоговой аттестации – зачет с оценкой.
Примерный тематический план дисциплины (час)
дневное обучение/ заочное обучение
№ п/п | Раздел, тема | Аудиторная нагрузка | Самос-тоя-тельная работа | Всего | ||||
Лек-ции | Практические занятия | Лабораторные работы | КСР | Ито-го | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Модуль 1 | ||||||||
1 | Основы организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. | .2/1 | 2 | 4 | 4 | 8 | ||
2 | Особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. | .2/- | 2 | 4 | 4 | 8 | ||
3 | Педагогическое общение как одна из форм педагогического взаимодействия педагога с учащимися. | .2/1 | .4/2 | 6 | 4 | 10 | ||
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию | 2 | 2 | ||||||
Модуль 2 | ||||||||
4 | Психолого-педагогические основы субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. | .2/1 | 4 | 6 | 4 | 10 | ||
5 | Педагогическое взаимодействие педагога с родителями по проблемам обучения и воспитания детей. | .2/- | 4 | 6 | 4 | 10 | ||
6 | Психолого-педагогическая диагностика проблем взаимодействия участников образовательного процесса. | .2/1 | .4/2 | 6 | 4 | 10 | ||
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию | 2 | 2 | ||||||
Итого по двум модулям (в т.ч. обязательная составляющая самостоятельной работы) | .12/ | 20 | - | 32 | 28 | 60 | ||
Подготовка к зачету | 4 | 4 | ||||||
Вариативная составляющая самостоятельной работы | - | - | - | - | 6 | 6 | ||
Контроль самостоятельной работы студентов (включается в аудиторную нагрузку) | 2 | 2 | 2 | |||||
Всего по курсу: | .12/4 | .20/4 | - | 2 | 34 | 38 | 72 |
Содержание учебного материала