Учет становится наукой 9 страница

меньшей оценки, в соответствии с которым если себестоимость

выше продажной цены, то предмет оценивается по продажной

цене, а разница считается убытком; напротив, если себестои-

мость ниже продажной цены, то предмет оценивается по себесто-

имости.

170__

Счетные теории. Различия в подходах персоналистов и инсти-

туалистов выявили необходимость построения общей теории

бухгалтерского учета, вытекающей из логических постулатов и

потому принципиально не связанной с практикой и ее обычаями.

При этом разные ученые исходили из разных постулатов. Опира-

ясь на труды Т. Куна, они ввели в бухгалтерский учет понятие ≪па-

радигма≫. Сейчас можно выделить в теории учета семь парадигм:

социологическую, экономическую, биховеристическую, психо-

логическую, информационную. Каждая из них демонстрирует

весьма своеобразный подход к проблемам теории бухгалтерского

учета.

Социологический подход. Его сторонники А. Белкаой, А.Ч.

Литтлтон, В.К. Циммерман, Н.М. Бедфорд понимали под целью

учета обеспечение справедливости по отношению ко всем участ-

никам хозяйственного процесса. Они полагают, что каждое тео-

ретическое положение учета влияет на общество и каждое поло-

жение должно приниматься или отвергаться в зависимости от

противоречивых интересов различных общественных групп и

социального эффекта этого положения. Это явно выходило за

границы традиционной бухгалтерии, так как социальная бухгал-

терия вместо традиционных затрат и доходов вводила категорию

социальных затрат и доходов. В число социальных затрат включа-

ют: 1) использование человеческого фактора (расходы, связан-

ные с созданием условий работы на предприятии, лечение рабо-

чих и служащих); 2) очистка воздуха; 3) очистка воды; 4) восста-

новление флоры и фауны; 5) восполнение энергетических ресур-

сов; 6) введение новых технологических процессов; 7) прочие

расходы и 8) компенсации безработным. Все это возмещает соци-

альные расходы, которые несет общество, причем перечислен-

ные затраты позволяют компенсировать расходы, которые обще-

ство несет вследствие болезней, оскудения окружающей среды,

безработицы и т.п.

Для ученых социологического направления предмет бухгал-

терского учета — не отдельно взятое предприятие, а определен-

ный социум, и бухгалтер должен стремиться к тому, чтобы фик-

сировать финансовое положение фирмы, и не к тому, чтобы толь-

ко исчислять ее прибыль, а определять социально-экономичес-

кие последствия действий администрации.

Разновидностью социологического подхода можно считать

критическую теорию учета (Д. Купер, Т. Хоппер, Р. Рослендер).

171

Ее сторонники считают, что бухгалтеры служат объектом эксплу-

атации. Эксплуатация особенно заметна в аудиторских фирмах,

где огромная армия счетных работников эксплуатируется не-

большой и сплоченной группой высококвалифицированных

профессионалов партнеров (собственников) фирмы.

Экономический подход. Представители этого направления (ГГ.

Миллер, С. Зефф, М. Мунитц) считают, что цель бухгалтерского

учета заключается в контроле и оценке экономических показате-

лей, в обеспечении условий для достижения максимальной эф-

фективности производства. В связи с этим руководство предпри-

ятия должно выбирать те методологические бухгалтерские прие-

мы, которые обеспечивают рост национального благосостояния.

В этом отношении часто ссылаются на Швецию, где бухгалтерс-

кий учет стал составной частью экономической политики госуда-

рства. Авторы подчеркивают, что очень долго люди не понимали,

что методология учета влияет на финансовые результаты.

Биховеристический подход. Его родоначальником можно счи-

тать К.Т. Девине. Именно он обратил внимание на то, что учетный

процесс — это прежде всего процесс поведения бухгалтеров в раз-

личных служебных ситуациях, поэтому цель учета - это выработка

способов влияния, воздействия на поведение сначала бухгалтеров,

а через них и на всех лиц, занятых в хозяйственной деятельности.

Бухгалтер, с этой точки зрения, объясняет, описывает и предска-

зывает поведение этих людей. Методы бухгалтерского учета долж-

ны выбираться в зависимости от целей и поведения людей. Пос-

леднее рассматривается по схеме SR (стимул-реакция).

Поступающие данные включают множество показателей,

каждый из которых вызывает определенную реакцию бухгалтера.

В результате обработки данных возникает качественно новый ин-

формационный поток. Бухгалтер, формируя методологическую

концепцию, анализирует необходимость каждого показателя, его

восприятие различными пользователями, адекватность текущим

или ожидаемым событиям.

Психологический подход. Самым ярким его выразителем мож-

но назвать Р. Антони. Психологический подход учит тому, что по-

нять бухгалтерию — это значит понять и поставить под контроль

бухгалтера. У предприятия нет и не может быть цели, она может

быть только у людей, заинтересованных в нем. Отсюда организа-

ция бухгалтерского учета должна начинаться с видения бухгалте-

ром роли предприятия и своего места в нем. Причем это видение

172

весьма удалено от интересов фирмы и даже противоречит им.

Например, бухгалтер хочет получить максимально возможную

зарплату, а фирма не хочет платить вообще, полагая, что деньги

портят людей; альтруизм лучше эгоизма, поэтому бухгалтерская

модель предприятия должна включать предположения о челове-

ческом поведении в организации. Отсюда система учета есть ме-

ханизм распределения целей, который позволяет управлению

выбрать его оперативные объекты, разделить и распределить их

на все предприятие, т.е. распределить ответственность за испол-

нение и корректировать нежелательные отклонения.

Объективность учета — только миф. Его данные, любые пока-

затели отчетности выражают чьи-то интересы, служат какой-то

хозяйственной политике, воплощают те или иные методы управ-

ления. Поэтому правильно организованная система учета должна

предполагать четкое и ясное выделение интересов лиц, занятых в

хозяйственной деятельности. Положение осложняется тем, что за

один и тот же факт хозяйственной жизни отвечает, как правило,

не один, а несколько человек, и затрагивает он интересы еще

большего числа людей. Это приводит к тому, что организация

бухгалтерского учета, система его показателей становятся выра-

зителем борьбы интересов. Каждый показатель должен нести в

себе стимулирующую роль. Он должен или сулить надежды, или

пугать осложнениями каждого работника предприятия. Заинте-

ресованность лиц, создающих, передающих и использующих ин-

формацию, приводит к ее искажению, речь не идет о сознатель-

ной фальсификации. Администрация таким образом получает

возможность формировать систему показателей и определять

правила учета. Психологическое истолкование учета, раскрывая

его подлинный смысл, создает для бухгалтера твердую базу ори-

ентиров как в своей собственной работе, так и в оценке работы

лиц, чью деятельность он отражает в учетных регистрах. Понима-

ние интересов ориентирует бухгалтера на взгляд вперед, а не на-

зад, что характерно для традиционных подходов. Смысл учетной

системы, писал Антони, сводится к тому, что она фактом своего

существования заставляет лиц, занятых в хозяйственном процес-

се, работать с оглядкой на необходимость отчитаться, и в этом ее

значение.

Информационный подход. Ситуационная (событийная) бухгал-

терия. Ее основоположник Джордж Г. Сортер полагал, что тради-

ционная бухгалтерия исходит из трактовки предмета как стои-

173

мости или как стоимостной оценки учитываемых объектов. Он

же считал, что в основу предмета должно быть положено инфор-

мационное событие, под которым он понимал элементарную ин-

формационную единицу о факте хозяйственной жизни. Выделе-

ние, поиск таких единиц практически означает, что по балансу

можно реконструировать хозяйственную жизнь предприятия за

отчетный период, а отчет о прибылях и убытках трактовать как

отчет о хозяйственных операциях, понимаемых в духе Леоте и

Гильбо. (Каждая операция несет в себе и затраты, и финансовый

результат.) Далее Сортер формулирует правило, которое повторя-

ет смысл ≪экономической границы Шера≫.

Стоимость информации не должна превышать затрат на ее

получение, поэтому всякая потеря информации должна приносить

большие убытки, чем стоимость потерянных данных.

Следовательно, главное достоинство данных — их полезность.

Отсюда возникает понятие релевантности — уместности, ис-

пользуемости информации. Она может быть рассмотрена с трех

точек зрения: синтаксической, семантической и прагматической

(табл. 2). То, что нерелевантно, становится ненужным.

Таблица 2

Релевантность учетной информации_

Каждый из пяти подходов выражал рациональные взгляды

бухгалтеров Америки. По их мнению, только теперь стало воз-

можным считать бухгалтерский учет наукой. В настоящее время

наиболее популярны две концепции. Первая представлена Е. С.

Хендриксеном, который определяет теорию учета как набор ши-

роко трактуемых принципов; они составляют общую систему

эталонов, позволяющих оценить различные хозяйственные ситу-

ации и создают новые практические методики и процедуры. Тео-

рия учета — база для объяснения сложившейся практики, цель

174

теории — представление согласованного множества логически

выведенных принципов, которые служат основанием для оценки

и развития существующей практики учета.

Наиболее яркий выразитель второй, менее утилитарной кон-

цепции - Д. Л. Макдональд. Он полагает, что любая теория долж-

на иметь три элемента: символическое представление феноменов

реального мира путем кодирования; обработка и комбинация дан-

ных символов согласно выработанным правилам и обратный пере-

вод символических конструкций в феномены реального мира.

Однако любая из этих концепций может привести к построе-

нию описательных теорий, идущих от сущего и предполагающих

должное, и нормативных теорий, направленных на доказатель-

ство того, что должно быть.

Структура бухгалтерского учета. Самым существенным обсто-

ятельством в организации бухгалтерского учета США следует

признать деление его на финансовый и управленческий. Обычно

утверждается, что первый имеет своим предметом отношения

предприятия с внешним миром (с корреспондентами, как сказал

бы Чербони), второй регистрирует положение дел внутри предп-

риятия (с агентами, по терминологии Чербони). Однако это не

совсем так. Практически финансовый учет — это и есть бухгал-

терский учет в нашем понимании, а управленческий представля-

ет собой в первую очередь аналитический учет к счету основного

производства, калькуляцию себестоимости, регистрацию затрат

агентами предприятия и во вторую — преимущественно перспек-

тивный анализ хозяйственной деятельности. Первый круг проб-

лем составляет так называемый систематизированный учет, вто-

рой - проблемный.

Управленческий учет был создан инженерами и технологами,

но получил современную форму благодаря трудам замечательно-

го бухгалтера Роберта Антони. Этот учет возник вследствие не-

достатков традиционной бухгалтерии, не случайно Мэй считал,

что бухгалтерская отчетность не может быть пригодной для уп-

равления предприятием, так как она хронически устаревает и в

силу этого лишена оперативности. Точно так же В. Э. Патон и

В. К. Циммерман, раскрывая противоположный и даже, по их

мнению, антагонистический характер двух важнейших отчетных

форм баланса и счета ≪Прибыли и убытки≫ (они предполагали

использовать в них два разных принципа оценки), приходили к

выводу о непригодности этих форм для прогноза хозяйственной

деятельности.

175

Суть управленческого учета, его назначение передает извест-

ная формулировка: производство информации для управления. Са-

мым главным в этом случае является указание ≪для управления≫.

И в этой связи понятно, почему Антони не устает повторять, что

менеджеры нуждаются в информации для осуществления своих

обязанностей. Природа этой информации отличается отданных,

используемых финансовым счетоводством, где применяется пос-

ледовательно выбранная методология и непротиворечивые оцен-

ки, двойная запись жестко связывает все учетные показатели в

стройную систему. Каждая цель, стоящая перед управлением,

требует своих методологических подходов, а каждая оценка пока-

зателя зависит от цели, стоящей перед человеком.

На практике возрастание роли бухгалтерского учета в амери-

канском обществе связано с появлением специальной должности

контролера. В его функции входят: разработка и проверка фи-

нансовых и учетных директив, представление отчетности, сос-

тавление сметы и контроль ее выполнения, составление норма-

тивных и фактических данных и их оценка. Эти функции приво-

дят к формированию на предприятии, как правило, четырех учет-

ных отделов: 1) планового, 2) финансового, 3) инвентарного (ма-

териального), 4) производственного (калькуляционного). Такая

структура, в частности, способствовала возникновению управ-

ленческого учета.

Учет затрат. Главным в управленческом учете стал учет затрат.

Его создателем можно считать Александра Гамильтона Черча

(1901). Хант Лоуренс Гант (1909) привнес в американский учет

проблему определения состава затрат, но основная заслуга аме-

риканских бухгалтеров связана с возникновением четырех основ-

ных методов учета затрат калькулирования готовой продукции:

стандарт-костс, директ-костинг, центры ответственности и АВС-

метод.

Стандарт-костс. Творцом нового направления в учете был

инженер-путеец Гаррингтон Эмерсон (1853 — 1931). Он весьма

скептически относился к возможностям традиционной бухгалте-

рии. Не скрывая иронии, он писал: ≪Главный бухгалтер убежден

до глубины души, что его учетная система безупречно соответ-

ствует всем законам естества... и начинает с воодушевлением на-

вязывать свои учетные требования всему оперативному аппарату.

Но оперативный аппарат бухгалтерии не понимает, что люди

практического живого дела относятся ко всему этому канцелярс-

176

кому крючкотворству с величайшим презрением≫ [Эмерсон, с.

220]. Именно вследствие полной практической непригодности

бухгалтерского учета для целей управления предприятием ≪прак-

тический работник очень часто сам придумывает какую-нибудь

примитивную, но чрезвычайно удобную систему учета, которая и

дает ему все, что нужно для практического руководства делом≫

[там же, с. 221]. Эмерсон прокламировал преимущества опера-

тивного учета перед бухгалтерским, так как подлинная ≪цель уче-

та состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предос-

тережений≫ [там же, с. 221]. Эти ≪предостережения≫ нужны для

нахождения правильного курса хозяйственной деятельности

предприятия. Суть их в отклонениях от нормы. Учет должен быть

обращен в будущее, ибо ≪предвидеть —значит предупреждать≫

[там же, с. 216]. Следовательно, весь хозяйственный процесс дол-

жен быть строго проконтролирован еще до его реального начала.

Однако ≪никаких норм, кроме норм, уже достигнутых в прош-

лом, бухгалтерия выставить не может≫ [там же, с. 39], а без норм

хозяйственная деятельность лишается цели и, что еще хуже, ад-

министрация не может раскрыть через учет состояние произво-

дительности. Эта важнейшая категория введена Эмерсоном. Она

характеризует весь смысл работы предприятия, ибо ≪работать

напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; ра-

ботать производительно —значит прилагать к делу усилия мини-

мальные≫ [там же, с. 31]. Производительность измеряется по дан-

ным учета соотношением Сф / Сн, т.е. отношением фактических

расходов к нормативным (стандартным). При этом всегда имеет

место отношение Сн < Сф, т.е. нормативные расходы никогда не

могут быть больше фактических. (Чем меньше разность Сф — Сн,

тем выше производительность.) Исходя из этого X. Л. Гант прово-

дил различие между естественными (стандартными) расходами,

вернее расходами, отвечающими требованиям Сн, и непроизво-

дительными расходами, возникающими вследствие непроизво-

дительных потерь и простоев завода. В результате возникло зна-

менитое правило Ганта.

Все расходы сверх установленных норм должны относиться на

виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие зат-

раты.

Отсюда требование, чтобы расходы фиксировались еще до

того, как их осуществили. Все расходы нормируются вперед,

нормы устанавливаются не средние, а предельные. Отклонения

12-241 177

фактических затрат от стандартов (норм) сразу указывают на

неблагополучные обстоятельства, возникшие в ходе хозяй-

ственного процесса. Не случайно К. Кэфер (Швейцария) срав-

нивал ≪систему контроля через отклонения≫ с решетом, которое

просеивает все нормальные явления и отсеивает явления ненор-

мальные.

Идея стандарт-костс трансформировалась в два правила.

Все расходы должны быть указаны в сопоставлении со стан-

дартами (нормативами);

• Увеличение и уменьшение при сравнении действительных рас-

ходов со стандартами должно быть расчленено по причинам.

Взгляды Гаррисона оказали глубокое влияние на развитие

учета как в Америке, так и в Европе и дожили до наших дней.

Директ-костинг. Самым сложным в учете затрат и калькуля-

ции себестоимости следует признать распределение косвенных

(накладных) и комплексных затрат. Сначала в качестве базы

распределения косвенных расходов почти везде использовалась

прямая заработная плата, потом выбирались иные основы для

распределения, и каждый выбор приносил новые результаты.

Еще большие сложности возникали при распределении компле-

ксных расходов. Существуют пять вариантов нахождения себес-

тоимости при комплексных затратах: 1) средняя себестоимость

единицы (все виды готовой продукции принимаются равноправ-

ными); 2) коэффициентный (вес, объем, калорийность); 3) взве-

шенная средняя себестоимость (находится посредством прида-

ния различного удельного веса каждой калькуляционной группе

— вариант коэффициентного выбора); 4) стоимостный — пропор-

ционально продажным ценам; 5) стандартный — по установлен-

ным ранее стандартным затратам [Цит.: Чумаченко, с. 24].

Отсюда следовал вывод о том, что всякое распределение или

тем более перераспределение, задевающее интересы людей,

должно быть отброшено как необоснованное. Так возник подход

к учету затрат без распределения и перераспределения издержек.

Названная задача получила и практическое значение, связанное

с вопросом о приеме дополнительных заказов. Оказалось, что в

ряде случаев, когда имеются свободные производственные мощ-

ности, выгодно принимать заказы, даже если продажная цена

окажется ниже полной себестоимости. Директ-костинг был отве-

том на возникшие запросы общества, он позволял лучше контро-

лировать исполнителей и достовернее считать прибыль.

178

Новое направление, которое явилось определенным этапом в

становлении управленческого учета, теперь часто связывают с

работой (1923) выдающегося экономиста Джона Мориса Кларка

(1884 — 1963). Он подчеркивал, что для администраторов каждая

статья затрат имеет различную целевую установку, и это главное,

а распределение затрат для принятия управленческих решений

значения не имеет. В том же году К. Симпсон (1923) провел ста-

тистическое исследование бухгалтерских калькуляций и пришел

к выводу, что на цены оказывают влияние не значения средней

себестоимости, а предельные издержки производства. В 1936 г.,

развивая эти идеи, Джонатан Харрис создал учение, получившее

название директ-костинг, согласно которому в составе себестои-

мости необходимо учитывать только прямые расходы. Вначале

эта концепция не получила широкого признания, ее критикова-

ли сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что пол-

ная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков ка-

питала и даже для управляющих. И только с 60-х годов директ-

костинг стал преобладающим методом учета затрат. Его сущность

заключается в том, что все издержки делятся на две группы: пере-

менные и постоянные. В основу учета себестоимости кладутся

только переменные (прямые) издержки. Косвенные расходы иск-

лючаются из себестоимости, так как они вызваны не столько не-

посредственным процессом производства, сколько течением

времени. Кроме того, авторы считали, что для ценовой политики

решающее значение имеют именно прямые расходы. Таким обра-

зом, для директ-костинга самым характерным является строгое

отделение в учете прямых издержек от косвенных. Они совер-

шенно различны и в схемах корреспонденции никогда не долж-

ны смешиваться.

Авторы, пишущие о директ-костинге, могут быть разделены

на две группы: одни считают, что директ-костинг есть только

метод калькулирования, учетный прием; другие рассматривают

директ-костинг как универсальную систему управления пред-

приятием.

Центры ответственности. Первоначально стандарт- костс

был задуман как инструмент, выявляющий неиспользованные

резервы, без связи с конкретными исполнителями. Но в дальней-

шем возникла идея использовать отклонения для оценки работы

тех или иных администраторов. Это привело к формированию

Джоном А. Хиггинсом концепции центров ответственности

12* 179

(Responsibility centers), т.е. степени ответственности определенных

лиц за финансовые результаты своей работы. Необходимо отли-

чать центры ответственности от центров возникновения затрат.

Например, зажженная лампочка в цехе — это место возникнове-

ния затрат, человек, отвечающий за показатели счетчика, фикси-

рующего расход электроэнергии, — центр ответственности.

Центры ответственности напоминают юридическую трактов-

ку учета и принципы стандарт-костс. Если стандарт-костс стре-

мится дать предельную оценку достижений предприятия, т.е. вы-

явить неиспользованный потенциал, то европейская юридичес-

кая школа интересуется не потенциалом, а только динамикой

прав и ответственности лиц, занятых в хозяйственном процессе.

Таким образом, центры ответственности синтезируют идеи Чер-

бони с принципами Эмерсона. Далее, если юридическая школа

требовала от бухгалтера постановки под контроль агентов и адми-

нистраторов, то учет по центрам ответственности имеет иную

цель - создать для администраторов условия самоконтроля. В

юридической школе нормативы — это своеобразная ≪удавка≫, ко-

торая должна сковывать работу администратора, здесь - психо-

логический ориентир, границы подсказки агенту, напоминание о

пределах его административных возможностей. Отсюда вытекает

и правило Хиггинса.

Каждую структурную единицу предприятия обременяют те и

только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и

которые контролирует.

При определении центров ответственности прежде всего при-

нимают во внимание технологическую структуру предприятия,

а далее выделяют ее горизонтальный и вертикальный разрезы.

Первый ограничивается кругом деятельности каждого лица,

ответственного за центр; второй предопределяет иерархическую

лестницу правомочий лиц, принимающих управленческие реше-

ния. Каждый из центров может быть центром или затрат, или

доходов, или инвестиций. В первом случае отчет составляют по

расходам, во втором — по прибыли и в третьем — по срокам оку-

паемости. При этом каждый центр может выполнять самые раз-

личные функции (производства, маркетинга, технических разра-

боток, учета, контроля и т.п.). Это связано с тем, что объектом

учета в центре выступает человек, агент, администратор, а не от-

дельно взятые функции или средства. Горизонтальный и верти-

кальный разрезы центров ответственности предприятия позволя-

180

ют сочетать централизованное руководство с максимально воз-

можной инициативой руководителей структурных подразделе-

ний предприятий в интересах достижения общей цели.

Учение о центрах ответственности — новая психологическая

трактовка учета, направленная на организацию поведения адми-

нистраторов. Ее цель не столько контроль, сколько помощь ад-

министраторам в организации самоконтроля, ибо предполагает-

ся, что ни один человек не станет нарушать выгодные для него

цели и критерии.

ЛВС-метод. Новейший подход к учету затрат предложен

Р. Капланом. Он совершенно по-новому понимает объект каль-

кулирования. Затраты распределяются по производственно-уп-

равленческим функциям. Определяется, например, во что обхо-

дится хранение ценностей, информационное обслуживание, пе-

реработка материалов, реализация готовой продукции и услуг и

т.п. Поскольку применение данного подхода пока не слишком

распространено на практике, трудно оценить все его достоинства

и недостатки.

Дудит и развитие его постулатов. История современного воз-

никновения аудита обычно связывается с последствиями Крымс-

кой войны и свидетельствует о том, что войны могут приносить

не только разрушение, но иногда способствуют созиданию. Пер-

вым теоретиком аудита был англичанин Л. Дикси, но человеком,

вдохнувшим в него подлинную жизнь, стал американец Р.Х.

Монтгомери (1872 — 1953). Именно он, развивая идеи Дикси, на-

зываемые им бухгалтерским аудитом, создал современную докт-

рину ≪тестового аудита≫. Монтгомери критиковал Дикси за то,

что его идеи ограничиваются проверкой точности баланса, а это

требует большой трудоемкости и приводит к ограниченным ре-

зультатам. Лозунгом Монтгомери была максима: лучше больше и

достаточно точно (не точно, а достаточно точно).

Научное описание проблем аудита началось с формулирова-

ния его постулатов. Первые восемь из них были выдвинуты Р.К.

Маутцем и Х.А. Шарафом (1961). Следуя законам развития нау-

ки, Маутц и Шараф предложили следующие постулаты.

1. Финансовая отчетность может быть проверена. Если дан-

ное предположение не выполняется, проведение аудиторской

проверки теряет смысл. Если финансовая отчетность неадекват-

на, не поддается проверке, то аудитор должен отказаться от выра-

жения мнения о ней.

181

2. Конфликт интересов между аудиторами и администрацией

не является неизбежным. Аудитор и администрация предприятия

преследуют одну и ту же цель: представление достоверной отчет-

ности. Поэтому должна быть создана атмосфера доверия между

проверяющим и проверяемым. При наличии конфликта интере-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: