Литература. 5 класс
Методические рекомендации
Аннотация:
Методическое пособие является частью УМК по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. В пособии даны рекомендации по работе со всеми разделами учебника, материал для изучения теоретико-литературных понятий, проведения творческих работ учащихся и занятий по внеклассному чтению, а также приведены планы-конспекты уроков, составленные учителями Ярославской области: список
Благодарность
Авторы УМК выражают глубокую признательность за поддержку и плодотворное сотрудничество учителям г. Ярославля и Ярославской области, чьи разработки уроков вошли в данное пособие: список
Содержание
Программа 5 класса ……………………………………………………………………………..
Особенности программы по литературе УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной …………………………………………………………………………………
Как и для чего мы изучаем литературу в 5 классе …………………………………………..
Общие принципы работы по учебнику ……………………………………………………….
Методический комментарий к изучению основных разделов учебника ……….………....
Разработки уроков ……………………………………………………………………………..
Методические рекомендации к работе по развитию речи ………………………………….
Уроки внеклассного чтения ………………………………………………………………..
Планирование как основа творческого преподавания ……………………………………..
Рабочая программа ……………………………………………………………………………..
Ответы к рабочей тетради ……………………………………………………………………..
Программа 5 класса
Литература как искусство слова – 1 час
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел <виньетка, как в Программе>
Фольклор
Малые жанры фольклора – 1 час
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки – 3 часа
Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
«Хрустальна гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
«Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
Внеклассное чтение: Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час
Авторская и литературная сказка
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – 2 часа
Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л.Шварц. Сказка «Два клена» – 2 часа
Слово о писателе.Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.Т.А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» – 1 час
Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» – 3 часа
Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» – 2 часа
Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях. Образы героев. Нравственная проблематика.
В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было» – 1 час
Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
Внеклассное чтение: В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» – 1 час
Басня
И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и моська» – 2 часа
Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
Внеклассное чтение: Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» – 1 час
Этот необычный мир… <виньетка, как в Программе>
Легенда
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 1 час
Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» – 1 час
Слово о писателе.Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) – 2 часа
Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» – 2 часа
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
Внеклассное чтение: «Легенда о Томасе Лермонте» – 1 час
Лирическое стихотворение
Мир чувств
Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.
А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину» – 1 час
Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.
Мир природы
А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа
Слово о писателе.Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Летний вечер» – 2 часа
Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» – 2 часа
Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» – 1 час
Слово о пистале. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
С.А.Есенин. Стихотворение «Береза» – 1 час
Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.-В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) – 1 час