Тема 5. Вредители культурных растении

Экскурсия в сад, на огород или в поле

Целевые установки экскурсии:

1. Ознакомление со всеми основными видами вреди­телей данного хозяйственного угодья по внешнему виду на данных стадиях их развития.

2. Приобретение навыков определения вредных на­секомых по типам повреждения растений.

3. Изучение биологии насекомых–вредителей по соб­ственным наблюдениям и по описаниям преподавателя, а затем по книгам.

4. Ознакомление с методами обследования хозяйст­венных угодий на зараженность различными вредите­лями с примерным определением степени заражения сельскохозяйственных культур.

5. Ознакомление с имеющимися в хозяйстве химикатами и с аппаратурой для борьбы с вредителями.

6. Изучение комплекса мероприятий, проводимых в данном хозяйстве по борьбе с вредителями.

7. Ознакомление с дозировкой ядохимикатов и с рас­четами, необходимыми при их практическом примене­нии.

8. Проведение сборов насекомых–вредителей и по­врежденных частей растений для определения и коллек­ционирования.

Оборудование экскурсии:

1. Энтомологические сачки.

2. Морилки.

3. Лупы.

4. Пинцеты.

5. Экскурсионные ведерки.

6. Ботанизирки.

7. Пробирки с фиксирующей жидкостью.

8. Производственное оборудование для химических методов борьбы с насекомыми–вредителями.

Методика работы по изучению и учету насекомых–вредителей в хозяйственных угодьях (сад, огород, поле и др.) описана выше (см. стр.). Меры борьбы с вре­дителями сельскохозяйственных растений изучаются практически, непосредственно в условиях хозяйства.

Полевые записи должны содержать описание обсле­дованного угодья с указанием породы деревьев или по­левой культуры, способа посадки или посева, степени зарастания сорняками, общего агротехнического состоя­ния культурных растений, их возраста, фазы развития и т. д. Данные о степени зараженности угодья должны быть оформлены в виде таблиц с результатами коли­чественного учета насекомых.

Таблица учета насекомых–вредителей на обследованном участке

Культурное растение Название вредителя Повреж­денные органы Степень повреждения Примечание о мерах борьбы
Яблоня Плодожорка Плоды Слабо  

Успех данной экскурсии во многом зависит от тща­тельности записей студента. В записной книжке нужно подробно записывать, с какого дерева взят вредитель, при этом указывать возраст дерева, относительную сте­пень повреждения, какие части растения и как повреж­даются. Личинки вредителей, помещаемые в фиксатор, тоже должны быть описаны в записной книжке. Обра­тить внимание на окраску личинки, это значительно облегчит ее дальнейшее определение.

Необходимо тщательно записать сведения, получен­ные от местного агронома, об уходе за садом, мерах борьбы с вредителями.

Работа в лаборатории

(камеральная обработка материалов, собранных на экскурсии)

1. Разобрать содержимое морилок и определить ви­довой состав насекомых.

2. Определить вредителя по типам его повреждений, пользуясь книгой под ред. В. Н. Щеголева «Определитель насекомых по повреждениям культурных ра­стений».

3. Ознакомиться по книге М. Н. Римского–Корсакова «Зоологические экскурсии» с биологией собранных вре­дителей.

4. Заложить в гербарную сетку поврежденные расте­ния с различными типами повреждений.

5. Оформить записи в чистовом дневнике. Последний день полевой практики посвящается изготовлению демонстрационных коллекций с использова­нием материала, собранного на экскурсии. Эта работа выполняется под руководством преподавателя и служит для начального освоения техники изготовления коллек­ций, которую каждый студент будет затем применять и совершенствовать при выполнении заданий по полевой практике.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная исследовательская работа – один из ведущих видов деятельности студентов на летней полевой практике. На выполнение исследователькой работы отводится 2–3 дня. Однако наиболее интересные работы требуют более длительных сроков сбора материала. Поэтому каждому студенту целесообразно определится с темой уже в первые дни практики. Окончательному выбору могут предшествовать изучение литературы и методов работы с выбранными объектами, консультации с преподавателем, на которых уточняется возможность выполнения избранной темы в конкретных условиях проведения практики. На следующем этапе проводится сбор первичного материала, далее он систематизируется, обрабатывается и затем используется для изготовления специальной коллекции беспозвоночных по теме самостоятельной работы. На заключительном этапе оформляется письменный отчет и выступление с докладом на заключительной конференции.

 ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ) РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБИТАТЕЛЕЙ ЛУГА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: