Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Вообще, у личности есть три пути самопознания. Во-первых, через оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учёбы, на работе, нас постоянно оценивают, и мы оцениваем других людей. Эти оценки могут быть простыми, непосредственными, ситуативными (кривая усмешка в ответ на какое-нибудь замечание собеседника) и сложными, опосредованными. Второй путь самопознания актуализируется через социальное сравнение. Мы очень рано начинаем сравнивать себя с другими людьми, а, сравнивая — делаем заключение о том, насколько мы соответствуем ожиданиям сверстников, нормативам, существующем в определенной субкультуре. Особенно часто это происходит в юности: потребность в том, чтобы не отстать от других, «быть на уровне времени» для старших подростков очень актуальна. Третий возможный путь — самоатрибуция. Человек выступает в роли «психолога» для самого себя, он как бы извне наблюдает за своими поступками, делает выводы о мотивах своего поведения, отношениях, личностных качествах. Действительно, поступок, проявляющийся в выборе цели и содержания действия и способа его выполнения в определенной социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, систему его ценностей, проявляет, что в человеке является главным, устойчивым, а что — внешним, ситуативным. Однако такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человек здесь как бы конструирует специальную ситуацию, некий ситуационный «тест» для себя, а затем от него требуется не просто рефлексировать, а действовать. Причем, если говорить о старших подростках, сам «тест» далеко не всегда оказывается разумными эффективным, иногда он просто опасен для жизни и здоровья самого подростка и окружающих его людей. Например, для проверки собственной храбрости устраиваются прогулки по карнизам, курение трактуется как «независимость», несмотря на строгие запреты родителей и т.д. Тем не менее, самопознание личности и её становление возможны только через деятельность: поступки, пробы и ошибки и т.д. Другого пути нет. Хотя, к сожалению, это далеко не всегда осознаётся родителями, педагогами, организаторами. Гиперопека подростков, стремление всё решать за них и вместо них приводит к незрелости, социальной инфантильности многих молодых людей. Навязчивая опека, морализаторство нередко вызывает обратный эффект — стремление поступать вопреки. Для подростков характерен острый интерес к окружающему, желание оценить и «испробовать» все, что «позволено» взрослым, стремление копировать их, выбирая чаще всего те грани их поведения, которые лежат на поверхности, повторение которых не требует особенных усилий, в которых, наконец, не выражаются все интересы и стремления взрослых, ибо их трудовая и общественная деятельность часто находится вне наблюдения детей. «Примеривание» на себя «взрослых» образцов поведения выражается иногда в асоциальном поведении: употреблении алкогольных напитков, курении, нарушении правил поведения.

Опыт самоутверждения приобретается подростком посредством социализации. В частности, он приобретается через участие в жизни учебной группы: в разнообразных видах деятельности и в групповом общении [32; 34].

Участие в многообразных формах общения в учебной группе становится для подростков существенным условием приобретения опыта самоутверждения и в то же время представляет собой возможность реализации данной потребности.

В процессе общения в учебной группе складываются определённые ценностные ориентации, которые транслируются в другие группы, существующие на основе данной (спортивные команды, трудовые бригады).

На базе неформальных отношений в группе между учащимися возникает свободное общение. В процессе свободного общения подросток также приобретает опыт самоутверждения, хотя и своеобразный, отличающийся от опыта, приобретаемого в деловом общении. Свободное общение даёт подростку возможность обсуждения с личностно значимыми людьми широкого круга проблем, волнующих юношество: будущая профессия; нравственная позиция, интересы и увлечения* вопросы дружбы и любви; отношения к людям: сверстникам, взрослым; проблемы, связанные с социальным окружением в семье, во дворе, спортивной секции.

Свободное общение со сверстниками существенно дополняет опыт самоутверждения старшего подростка. Свободное общение даёт возможность подростку приобрести эталоны самоутверждения, связанные со стандартами молодёжной субкультуры: вопросами моды, лексики, юношеских интересов. Свободное общение способствует обсуждению и «примериванию» к себе большого количества эталонов самоутверждения: от серьёзных мировоззренческих и нравственных позиций и установок до вопросов о том, «как надо» одеваться, стричься, говорить, какую музыку стоит слушать, какие песни петь, какие книги читать.

Опыт самоутверждения, приобретаемый в свободном общении, не будет противоречить опыту, полученному в деловом общении, если педагог не будет идти по пути формализации неофициальной структуры отношений в общении. Организация структуры формальных отношений, общения должна соответствовать тенденциям развития и формирования старших подростков, учитывать их индивидуальные особенности. Тогда ценностные ориентации, приобретаемые в деловых отношениях, в деловом общении, будут корректировать опыт самоутверждения, получаемый в свободном общении.

Умение подростков общаться с окружающими, выражать себя, утверждаться - это одно из условий их эмоционального благополучия в группе.

В процессе коллективного общения, участия в разнообразных коллективных делах подростки в большей степени начинают ориентироваться на деятельность, обусловленную ожиданиями и требованиями коллектива сверстников. Принятие подростком свойственных коллективу отношений находит отражение в изменении отношения к собственному «Я», усиливается значение самооценки и уровня притязаний, эмоциональное подлинное благополучие достигается теперь не только при соответствии поведения требованиям окружающих, но и при его соответствии требованиям собственной морали [6, с. 15].

Одна из главных особенностей подросткового возраста, в котором активно формируется самооценка подростка - повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на становление групповых норм и ценностей. Причем, одним из средств позитивного влияния на становление самооценки является изменение в межличностном окружении, при котором человек может больше общаться с потенциальными значимыми другими, чьи интересы, способности и общий социокультурный фон более сходны с его собственными [11, с. 238].

Каковы же основные характеристики общения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Во-первых, оно является каналом информации. Во-вторых, это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности подростков за способствует реализации потребности в самоутверждении, самоопределении, способствует формированию жизненной позиции. В-третьих, это вид эмоционального контакта, способствующего развитию эмоциональной стороны личности, становлению самосознания, особенно таких его элементов, как образ «Я», самоуважение, самооценка.

Вместе с ярко выраженным стремлением в раннем и юношеском возрасте к общению проявляется и ещё одна психологическая потребность данного возраста — потребность в обособлении. Речь идёт об идеологической автономии юношества в обществе. В стремлении к автономии проявляются возрастные социально-психологические черты, влияющие на поведение. Это закономерный процесс, исходя из которого в современной психологической науке ставится вопрос об автономии в ранней юности, разграничивая при этом: «поведенческую автономию» - потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы; «эмоциональную автономию» - потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей; «моральную и ценностную автономию» - потребность и право на собственные взгляды [34, с. 154]

Атмосфера доверительного общения может способствовать снижению уровня критичности по отношению к информации, исходящей от значимых для индивида лиц, которую он в значительной мере может принимать на веру[7].

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: