Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В  РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ

Организация и методы  исследования

 

Характеристика выборки: 40 учащихся старшего и среднего подросткового  возраста Мари-Турекской средней школы, Республика Марий Эл.  

Обследуемые были разделены на 2 группы: группа 1 - подростки 11-12 лет (всего 20 человек) и группа 2 - подростки 13-14 лет (всего 20 человек).  

 Методы исследования: тестирование, количественно-качественный анализ результатов исследования, статистический анализ (критерий различий Стьюдента)

Методики исследования: 

 1) Тест А. Ассингера "Оценка агрессивности в отношениях", позволяющий определить уровень корректности человека в отношениях с окружающими, легкость общения с ним, т.е. агрессивность или миролюбие в стиле его общения [60; 71].

Цель: Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли че­ловек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести вза­имооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Ход исследования: членам группы было предложено 20 вопросов, в котором имелось 3 варианта ответов. Необходимо бы­ло отметить тот вариант, который наиболее подходит.

Обработка результатов по методике Ассингера представлена в Приложении 1.

2) Тест Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", позволяющий изучить стиль и структуру межличностных отношений и их особенности, а также исследовать представления испытуемого о себе, своём идеальном "Я", отношении к самому себе [27; 71].

Цель: Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлении субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Ход исследования: Каждому из членов группы был предложен опросник. Опросник (Приложение 3) содержит 128 оценочных суждений, из которых в каж­дом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Обработка данных с использованием критерия Стьюдента показала, что t (экспер.) = 0,267< t (табл.) = 1,73, что говорит о достоверности совпадения данных в экспериментальной и контрольной группах с вероятностью превышающей 90% (р = 0,9). Можно утверждать, что группы однородны по указанному показателю. Можно предположить, что полученные данные однородны по причине необъективных ответов исследуемых.

 

 2.3. Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе

Нами была разработана программа развивающего психологического тренинга «Развитие образа «Я» в процессе общения у подростков.

Психологический тренинг - это коллективное действие. Однако при всём общественном характере психологических развивающих тренингов каждому учащемуся удаётся сохранить на них некую собственную автономию. Шквал эмоций, который участники успевают совместно испытывать за время пребывания на развивающем тренинге, позволяет им сдружиться и преисполнится большим доверием и доброжелательностью по отношению друг к другу, что влияет на развитие и динамику общения, которое ведёт к формированию адекватной самооценки.

Одной из основных задач каждого развивающего тренинга является обобщение его результатов. При этом мы использовали понятие «рефлексия». Рефлексия это обращение на себя, осмысление и оценка своих собственных действий. Цель рефлексии — продвинуться в понимание, выйти на более высокий уровень понимания и мышления. Теория познания есть процесс познания, предметом которого является он сам; психология - попытка человеческого «Я» постичь себя самого.

Мы предложили многоступенчатую программу развивающего тренинга, направленную на развитие референтного общения, в процессе которого формируется адекватная самооценка подростка. Практический результат этой работы связан с повышением успешности в учебной деятельности и в жизни.

Одним из главных этических принципов наших психологических развивающих тренингов является принцип добровольного участия, в каком бы то ни было упражнении. Каждый имеет возможность работать, имея собственную цель, которая может оставаться секретом участника.

Программа психологических развивающих тренингов исследуемых подростков велась  по шести ступеням на протяжении 3 месяцев (октябрь 2006 г. – декабрь 2006 г.):

Развивающие тренинги проводились с группой из 20 человек. В конце каждого тренинга проводились рефлексия.

I и II  ступени проводились  в течение октября-ноября 2006 г. по 3 часа в неделю (всего 24 часа), так как являются базовыми

III –IV ступени проводились в декабре 2006 г. по 3,5 часа в неделю

 (всего 14 часов).

Описание тренинга:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: